Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Билеты по документоведению

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


желтоватого оттенка. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к дгугому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток).

При частом употреблении свитка его края в кон¬це концов стирались. Во избежание этого, края укрепляли, наклеивая одну на другую несколько дополнительных полосок папируса. Такой свиток иногда достигал стометровой длины. Видимо, самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Это летописный свод времен Рамзеса II. Длина свитка - 46 м, ширина - 40 см (352,4). Обычно свиток состоял не более чем из 20 листов, т. е. не превышал в длину 8-12 м. Если этого оказывалось мало, то приклеивали еще столько листов, сколько было необходимо. Папирус был чрезвычайно дорог, его производство приносило большую выгоду и пото¬му было монополизировано фараонами.

В Египте насчитывалось множество сортов па¬пируса, различавшихся тонкостью листа и ху¬дожественной отделкой. Папирус высшего качест¬ва впоследствии получил название иератического, т. е. жреческого. В школах пользовались обрезками или папирусом похуже. Низшие сорта, шерохова¬тые и грубые, шли на обертку. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Это естест¬венным образом определило форму древнейшей книги - свиток. Кроме того, это рыхлый, промо¬каемый материал, поэтому текст обычно писали лишь на одной стороне листа.

Несмотря на все недостатки, папирус получил широкое распространение на Древнем Востоке, в античной Греции и Риме как самый удобный и дешевый по тем временам писчий материал. Изо¬бретённый египтянами в начале III, а может быть даже в IV тысячелетии до н. э., он стал со временем для Египта одним из важнейших предметов экс¬порта, причем монополию на его производство Египет сохранил и тогда, когда некогда могущест¬венное государство оказалось рядовой провинцией Римской империи. Папирус верой и правдой служил человеку более четырех тысяч лет. Послед¬ним документом, написанным на папирусе, счи¬тается папская булла 1022 г.. адресованная Гильдесгеймскому монастырю в Германии.

Египтяне писали на папирусе продолговатой ка¬мышовой тростинкой со срезанным наискось кон¬цом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить по желанию толстые или тонкие линии. Работая, египетский писец держал несколько запасных писчих тростинок за ушами, а в остальное время хранил их в чехле с привязан¬ным к нему мешочком, в котором содержались от¬дельно друг от друга чернильные порошки, и дощечки (палитры) с двумя углублениями для раз¬ведения в них черного или красного чернильного порошка. Кроме того, писец должен был иметь при себе небольшой кувшинчик с водой, чтобы разво¬дить краски или смывать чернила. Сохранилось много рисунков, изображающих письменные при¬надлежности, с описаниями, как ими пользоваться.

Обычный текст писали черными чернилами, ме¬ста же, которые писец хотел подчеркнуть - заголовок начало главы и т. п., - он вырисовывал красным цветом. Этот обычай удержался в практике перепи¬счиков до конца средневековья. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки (а не гуммиарабика, как иногда утверждают). Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом.

Египетские писцы были настоящими художни¬ками. Книги они писали разборчивыми и красивы¬ми иератическими знаками, а религиозные тексты -как правило, иероглифами. Иногда текст был украшен тщательно вырисованными иллюстра¬циями. Образцом могут служить великолепные ил¬люстрации из «Книги мертвых», особенно в редак¬циях, относящихся к временам расцвета древне¬египетской культуры в эпоху XVIII династии. Ри¬сунки умело компоновали с текстом или же раз¬мещали между отдельными колонками.

Чтение свитка требовало определенных навы¬ков. Держать его надо было обеими руками, и чита¬тель оказывался как бы привязанным к книге. За¬кончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать. Нам бы это показа¬лось весьма неудобным.

****************************************************8

В 19 в. в К. осуществляется промыш¬ленная революция, благодаря чему про¬исходит превращение типографской ма¬нуфактуры в машинную полиграфии, индустрию. Технич. основой промыш¬ленной революции стали печатные, на¬борные и брошюровочно-переплётные машины, а также фотомеханич. способы репродуцирования. 29 ноября 1814 на плоскопечатной машине, изобретён¬ной немцем Ф. Кенигом, был впервые отпечатан номер газ. «Тайме» (Лон¬дон). Создание ротационных печатных машин, к-рые конструировали А. Эпл-гейт (1848), Р. Хоэ (40-е гг. 19 в.) и др., стало возможным в результате развития стереотипии, с помощью к-рой изготов¬лялась цельная полуцилиндрич. печат¬ная форма. Подлинный переворот в пе¬чатной технике совершила ротационная машина, запатентованная в 1863 аме¬риканцем У. Баллоком; она печатала с полуцилиндрич. стереотипов на бу¬мажном полотне, сматываемом с руло¬на. В 1869 американец X. Скотт снаб¬дил эту машину фальцевальным аппа¬ратом. Широкому распространению К. способствовало создание небольших и дешёвых тигельных машин, к-рые конст¬руировали американцы С. П. Раглс (1839), Дж. Гордон (1851), М. Галли (1869).

Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822. Рус. изобретатель П. П. Княгининский в 1867 построил первую автоматич на¬борную машину. Решающий шаг в ме-ханизации наборного процесса сделал американец О. Мергенталер, запатенто ванный в 1886 строкоотливную наборную машину «Линотип», к-рая стала первым наборным аппаратом, получившим массовое распространение. Важную роль в осуществлении промышлен-ной революций в К. сыграла буквоотливная наборная машина «Монотип», изобретённая американцем Т. Ланстоном в 1897.

Совершенствование иллюстрационных формных процессов в 19 в. шло по ли¬нии создания фотомеханич. способов репродуцирования, среди к-рых сле¬дует назвать фототипию (Я. Гусник, 1865), гелиогравюру (К. Клич, 1879), фотоцинкографию (Г. Н. Скамони, 70-е гг. 19 в.), автотипию (С. Д. Лап¬тев, Г. Мейзенбах, 80-е гг. 19 в.). В 1890 чешский изобретатель К. Клич постро¬ил первую машину ракельной глубокой печати. Этот способ, позволяющий вос¬производить высококачественные полу¬тоновые иллюстрации, широко вошёл в практику К. в первых десятилетиях 20 в. Другой новый печатный процесс — офсет — создан в нач. 20 в. американ¬цем А. Рубелом и немцем К. Германом. Появление новых печатных процессов потребовало дальнейшей рационализа¬ции наборного процесса, что было осу¬ществлено с изобретением фотонабор¬ных машин. Идея фотографич. набора выдвинута в 1894 венг. изобретателем Е. Порцельтом; первая действующая машина построена в России в 1895 В. А. Гассиевым. Внедрение фотона¬борных машин в широкое производство произошло в 50—60-х гг. 20 в.

Дольше всего ручной труд удерживал¬ся в области брошюровочно-переплёт-ных процессов. Механизация шитья книжных блоков стала возможной с изо¬бретением ниткошвейной (Д. М. Смит, 1856) и проволокошвейной (Г. Бре-мер, 1875) машин. Нем. изобретатель К. Краузе в 1877 сконструировал трёх-ножевую бумагорезальную машину. В 1907 лейпцигская фирма «А. Гут-берлет» выпустила автоматич. фаль¬цевальные машины, снабжённые само¬накладами и листоприёмными устрой¬ствами.

Механизация производственных про¬цессов создала условия для появления в К. крупнокапиталистич. фирм, сосре¬доточивших в своих руках разл. отрас¬ли книжного дела: полиграфии, пред¬приятия, издательские и книготорговые организации. Первоначально универ¬сальные, эти фирмы в дальнейшем, как правило, специализируются в области определённой печатной продукции. См. Издательское дело.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»