Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Назначение, структура и порядок ведения устава юридического лица

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


учредителями (участниками).

Учредительные документы в соответствии с законодательством и наряду с ним определяют правовое положение (правовой статус) данного юридического лица. Какой именно документ из перечисленных в абз.1 п.1 данной статьи признается учредительным для того или иного юридического лица, определено соответствующим законом. Так, для акционерного общества это только устав (п.3 ст.98 ГК и п.1 ст.11 Закона об акционерных обществах), хотя ему и предшествует заключение договора между учредителями (п.1 ст.98 ГК) .

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Установленные п.2 данной статьи требования к содержанию учредительных документов носят императивный характер для всех юридических лиц любой организационно-правовой формы. В отношении отдельных видов юридических лиц законом предусмотрены дополнительные требования (см., например, п.2 ст.70 ГК о полных товариществах, п.3 ст.98 Закона об акционерных обществах, ст.10 Закона о банках и т.д.). П.3 ст.14 Закона о некоммерческих организациях устанавливает дополнительные требования к содержанию учредительных документов некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы.

В учредительные документы могут быть включены иные условия, не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему.

Содержащееся в п.2 правило о включении в перечисленных в нем случаях в учредительные документы указания на предмет и цели деятельности юридического лица связано с установленным ст.49 ГК принципом специальной правоспособности соответствующих юридических лиц .

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

4. Учредительные документы изменяются в порядке, предусмотренном законом и самими документами. Решение об изменении устава принимается, как правило, высшим органом юридического лица или (в отношении учреждений) его учредителями. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения учредительных документов решением суда (например, п.1 ст.119 ГК и п.3 ст.14 Закона о некоммерческих организациях — в отношении устава фондов, п.2 ст.72 ГК -- в отношении учредительного договора полного товарищества).

Изменения регистрируются тем же органом и в том же порядке, что и сами юридические лица. Согласно п.3 данной статьи изменения учредительных документов становятся обязательными для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, специально указанных в законе, — с момента уведомления регистрирующего органа о принятии этих изменений, т.е. практически со дня подачи соответствующих документов. Но если третье лицо, узнав о принятых изменениях, действовало с учетом этих изменений, ни само юридическое лицо, ни его учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации и требовать применения старого устава (учредительного договора) без принятых изменений .

2.2 Процесс подготовки уста юридического лица.

Для создания хорошего устава необходимо изначально иметь ясное представление о его структуре; имея определенную схему построения устава несложно наполнить его конкретным содержанием. Как правило, структура устава определяется исходя из закона, устанавливающего требования к учредительным документам того или иного юридического лица. Определив структуру устава, расположение в нем тех или иных положений, приступают к наполнению устава содержанием, то есть внесению правовых конструкций, рассчитанных на применение в данном юридическом лице. При наполнении устава содержанием за основу берутся либо положения закона или иного нормативного правового акта, когда они выражены в виде императивной нормы, либо создаются построения, отличные от предписаний закона, если это допускается законом (при диспозитивных нормах), возможно, наконец, закрепление оригинальных правил поведения, не сводимых к указаниям закона или иных нормативных правовых актов.

Таким образом, процесс создания и последующего утверждения устава юридического лица предстает в виде детализации и развития того минимума правовых норм, который содержится в законе или ином нормативном правовом акте, происходит перевод абстрактных предписаний закона, равно применимых к различным юридическим лицам, в конкретную жизненную сферу. Иначе говоря, в уставе происходит реализация норм права о юридических лицах.

Рассмотренный выше процесс создания и утверждения устава наводит на мысль, что устав юридического лица есть особый акт применения права, причем под актом в данном случае понимается документ (устав является учредительным документом). Соответственно, устав юридического лица оформляет процесс правоприменения, происходящий в момент создания юридического лица, при этом основная часть правоприменения совершается субъектами частного права, а государственный или муниципальный орган лишь завершает этот процесс, легитимируя вновь созданное юридическое лицо актом государственной регистрации. Проставление отметок на учредительных документах, кроме удостоверения факта государственной регистрации юридического лица, отнюдь не указывает на регистрацию устава, а лишь подтверждает, что с позиций действующего законодательства акт правоприменения не противоречит праву.

Другим практическим выводом из предложенного понимания устава как акта правоприменения в гражданском праве будет то, что устав, детализируя нормы права, может включать в себя наряду с юридическими, также и фактические положения (сведения), а потому в случае внесения изменений или дополнений в устав включение фактических сведений, не соответствующих действительности, должно служить основанием для отказа в государственной регистрации таких изменений.

2.3 Структура устава юридического лица.

Рассмотрим ее на наглядном конкретном примере.

Раздел 1.Общие положения: а) Наименование юридического лица; б) Определяется правовое положение; в) Юридический адрес регистрации; г) Перечисляются учредители фирмы с указанием номеров документов, удостоверяющих их личность и адресом, по которому они проживают.

Раздел 2. Предмет деятельности: а) Цель создания юридического лица; б) Основной вид деятельности; в) Какие товары и услуги производит, реализует юридическое лицо; г) Все виды деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься.

Раздел 3.Имущество и доходы юридического лица: а) Уставной капитал; б) Имущество (для товарищества); в) Какими средствами владеет и источники этих средств (например, продажа акций); г) Основные виды доходов; д) Вклады, инвестируемые каждым членом товарищества (для товарищества).

Раздел 4.Права и обязанности владельцев: а) Права участников определенной организационно-правовой формы деятельности; б) Обязанности участников; в) Порядок и периодичность отчетности; г) Кто из участников, при каких обстоятельствах и за чей счет может потребовать аудита; д) Правила передачи доли уставного фонда; е) правила изменения уставного фонда; ж) Правила выхода из организации; з) Процедура изменения устава; и) Права и периодичность собрания учредителей; к) Процедура ликвидации.

Раздел 5.Управление фирмой: а) Дирекция, ее состав, права, функции; б) Генеральный директор (кто может быть назначен, права, обязанности, отчетность); в) Порядок назначения руководства; г) Должностные лица (обязанности, правила оплаты); д) Ревизионная комиссия (ее состав, функции, порядок избрания); е) Правила использования прибыли; ж) Правила образования резервного фонда.

2.4 Признание устава недействительным. Правовые последствия такого признания.

Учредительные документы обязательны не только для заключивших их (учредительный договор) или утвердивших (устав) учредителей, но и для всех, кто вступает в отношения с данным юридическим лицом, включая органы государственной и муниципальной власти; некоторые ограничения действия этого правила установлены законом (ст.173-174 ГК об условиях сохранения в силе так называемых внеуставных сделок).

В тех случаях, когда согласно закону учредительными документами юридического лица признаются и учредительный договор, и устав, практика арбитражных судов признает приоритет устава.

Для признания недействительным устава необходимо доказать, что положения, содержащиеся в уставе, противоречат общеобязательным или иным императивным предписаниям закона либо прочих нормативных правовых актов, изданных на основании и в соответствии с законом. При этом, учитывая, что сделкой могут быть признаны лишь действия по учреждению юридического лица, недействительность устава, если она не вытекает напрямую из неправомерности учреждения, не порочит факта создания и существования юридического лица, соответственно, признание недействительным устава, за исключением указанного случая

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»