Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Управление в библиотеке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание

I. Система управления в отечественном библиотечном деле……………………………

II. Организация методической работы…………………………………………………….

III. Наполнение и оформление методического отдела……………………………………

IV. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе……….

V. Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе……………………………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………………………

I. Система управления в отечественном библиотечном деле

Управление библиотекой требует реализации системного подхода к управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей, выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых организационно-экономических мероприятий.

Единая система методического руководства — одно из важнейших достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть государственного управления библиотечным делом. Она основана на межведомственной координации и взаимодействии органов управления и библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек, обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.

Раньше методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства, решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в СССР" (1985). Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и методов. Практическая реализация системы методического руководства обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой состояния дел и контролем за исполнением решений. Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли, региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и ведомственных подсистем. Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.

Координация методической работы — согласованность действий библиотек - методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия. Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей библиотек - методических центров в оказании методической помощи библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно распределяла силы, определяя главные направления методической работы в стране, регионе, отрасли.

Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы: подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов, совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных работников, посещений библиотек, взаимное использование передового библиотечного опыта и др.

В основе координации — согласование планов методической работы, разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве.

В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей.

Для координации методической деятельности при Библиотечном совете создавалась подкомиссия по методической работе. В ее состав входили представители всесоюзных библиотек - методических центров, ведущие специалисты в области методической работы, преподаватели вузов. Подкомиссия рассматривала важнейшие проблемы методического руководства библиотеками страны, определяла номенклатуру и статус общегосударственных документов, регламентирующих методическую деятельность библиотек, заслушивало отчеты ведомств по различным направлениям методической работы. Рабочий орган комиссии — научно-методический отдел (НМО) ГБЛ.

Упорядочению взаимодействия библиотек в методической работе содействовали межведомственные документы: положения о смотрах библиотек, государственные стандарты, которые согласовались со всеми заинтересованными органами управления или утверждались ими, и другие нормативные документы.

Реализация основных направлений методической работы осуществлялась посредством различных форм и методов.

Наиболее распространенные формы методической помощи: методический инструктаж (консультации, замечания и отзывы, вызовы работников библиотек в методический центр и др.), посещение библиотек, методические издания.

Методический инструктаж — форма методической помощи библиотекам, которая конкретизирует методическую помощь, учитывая особенности определенной библиотеки.

Методический инструктаж осуществлялся во время посещения методистом библиотек, путем проведения консультаций в библиотеках - методических центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.

Консультации бывают индивидуальные и групповые. Те и другие могут быть устными, и письменными. Индивидуальные консультации проводились в случае, если возникал единичный вопрос.

Групповые консультации, как устные, так и письменные, как правило проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей региона или отдельные их группы. Групповые консультации обычно приурочивались к проведению совещаний, семинаров, научно-практических конференций, но могли организовываться самостоятельно. Они проводились также в тех случаях, когда необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу (внедрение ББК, введение новых правил, составление библиографического описания и т.д.).

Замечания и отзывы в письменной или учетной форме давались методистами на методические материалы (планы, отчеты, протоколы читательских конференций или литературных вечеров и др.), поступающие от библиотек региона.

Прежде чем дать замечания на план или отчет (о работе за определенный период времени, по теме или о проведенном мероприятии), методисту необходимо было проанализировать материалы, определить, соответствуют ли они задачам, стоящим перед библиотекой в данный период, отметить положительное, новое в работе, решить, что можно использовать для пропаганды среди других библиотек, обратить внимание на недостатки и подготовить предложения с целью их устранения.

Посещение библиотек (выезды в командировки) — одна из самых эффективных форм методической помощи. Они могут быть фронтальными и тематическими. Посещали библиотеки с разной целью: проверка их работы, изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений), оказание методической помощи по определенному вопросу и др. Объекты посещения: подразделения библиотеки, в целом библиотека, библиотеки данного региона.

Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические и методико-библиографические пособия) являются одной из форм воздействия библиотек - методических центров на библиотеки регионов. Методические издания выпускались в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.

В методических изданиях регламентировались порядок реализации основных направлений деятельности библиотек и выполнения отдельных функций библиотек, их подразделений, а также работников; определялись содержание процессов и порядок выполнения технологических операций; раскрывалось содержание работы библиотек в определенный период, в связи с важнейшими политическими событиями; конкретизировались методы, способы, приемы рационального осуществления, решений и указаний вышестоящих организаций, определялись порядок внедрения стандартов и рекомендаций; предлагались наиболее эффективные формы и методы пропаганды книги и руководства чтением, организация и технология библиотечной работы с учетом передового библиотечного опыта.

Внедрение передового опыта в практику работы библиотек — комплексный процесс. Включающий подготовку проекта решения (приказы) органом управления библиотечным делом о внедрении конкретного передового опыта, пропаганду опыта, обучение библиотекарей этому опыту, методическую помощь библиотекам по внедрению опыта, контроль за внедрением, обобщение итогов работы по внедрению опыта.

По окончании работы в органы управления библиотечным делом представлялась информация об итогах внедрения в соответствии с установленным порядком в каждом ведомстве (организации).

II. Организация методической работы

Руководство методической работой. Методическую работу обеспечивали все подразделения БМЦ, к участию в ней привлекались наиболее квалифицированные работники всех подразделений, имеющие опыт библиотечной и методической работы.

Общее руководство методической работы осуществлял директор (заведующий) БМЦ. Он распределял обязанности между сотрудниками всех подразделений БМЦ в соответствии с их квалификацией и возможностями, обеспечивал взаимодействие данной БМЦ с др. БМЦ региона.

Организатором методической работы в БМЦ являлся методический

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»