Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Журналистика /

Public relations в России и за рубежом

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


заключается в том, — говори¬лось в Декларации, — чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и обществен¬ности США своевременную и точную информацию по вопросам, пред¬ставляющим для общественности ценность и интерес".

Главную задачу нового вида деятельности (первоначально Ли пользо¬вался термином "publicity", словосочетание "public relations" он впер¬вые употребил в 1919г.) автор сводил к работе с прессой (mass media relations); в то же время Декларация выделяет помимо работы пресс-агента деятельность советника по связям с общественностью. В качестве основной задачи последнего Ли сформулировал следующую — "побуж¬дать людей верить в сердечные цели правления корпораций, ищущих их доверия".

В 1914г. Джон Рокфеллер нанимает Ли для "исправления" своей дурной репутации, и тот успешно меняет направленность забастовки по поводу ряда инцидентов с гибелью рабочих на шахте в Колорадо. По рекомендации Ли Рокфеллер сам отправляется в шахты, выслушивает жалобы, даже танцует с шахтерскими женами на одном из праздников. В дальнейшем Ли размещает в прессе серию статей, где Рокфеллер по¬казан в кругу своей многочисленной семьи и родственников: он доб¬рейший дед, заботливый отец, внимательный супруг, верный друг, щедрый и гостеприимный хозяин, авторитетный и рассудительный судья семейных и клановых ссор и неурядиц.

В результате Рокфеллер стал и героем для шахтеров, и новым чело¬веком для общественности в целом. Впоследствии Рокфеллер признал, что разрешение критической ситуации в Колорадо с помощью "паблик рилейшнз" было одним из самых важных событий его жизни.

Услугами Ли пользовался не один Рокфеллер, с которым ПР-мен контактировал до 1934г.; Ли помогал известному авиатору Чарльзу Линдбергу убедить публику не бояться полетов, работал с кандидатом на пост мэра Нью-Йорка и с пресс-бюро Демократической партии во время президентских выборов.

В 20—40-е годы XX в. наблюдается активное становление "public relations" как профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит посвя¬щенная ПР-практике книга "Кристаллизуя общественное мнение" (" Crystallizing public opinion"), принадлежащая перу Эдварда Л. Бернейза, племянника 3. Фрейда и еще одной культовой для ПР-сферы фигу¬ры. В годы первой мировой войны Бернейз занимался пропагандой, прошел хорошую школу "агрессивных коммуникаций", а затем стал применять полученные навыки в мирной жизни. Благодаря его книге тысячи американцев познакомились с новой концепцией ПР и стату¬сом "советника по связям с общественностью", хотя многие, как от¬мечал сам Бернейз, все еще считали новую профессию работой "про¬пагандиста", "агента по связям с прессой" или "агента по рекламе".

В 1923г. в Нью-Йоркском университете Бернейз прочитал на от¬крывшейся кафедре "public relations" первый курс по практике и этике ПР. Этот курс стал предшественником многих ПР-программ, предла¬гаемых сейчас университетами мира.

Позднее в своей книге "Биография идеи" он так описывал процесс выбора названия для новой профессии: «Когда я открыл мой первый офис в 1919 г., я решил отказаться от слов public information, press agent или publicity manager как характеризующих мою работу. Я хотел чего-то более широкого... Годом позже мы создали фразу "советник по public relations" ("counsel on public relations"), которая, как мы думали, лучше характеризует нашу деятельность — профессиональные советы клиен¬там по поводу их отношений с общественностью...»

Представляется важным и еще один аспект. Разделяя понятия "press agent', "publicity" и "counsel on public relations", Бернейз считал, что "разница здесь не только терминологическая. Это другой вид деятель¬ности как в подходах, так и в исполнении. Из односторонней улицы информирования и убеждения публики это стало двусторонней ули¬цей, включающей регулирование отношений между этими субъектами. Советник по public relations создает взаимодействие между клиентом и общественностью".

Уже к началу 30-х годов в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях — AT&T, "General Motors" и др. — появились должности вице-президентов по коммуникациям или "паблик рилейшнз "; статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением все более укреплялся.

Анализируя условия, стимулировавшие развитие ПР как в первой, так и во второй половине XX в., следует особо сказать о войнах, в

первую очередь о второй мировой, которую некоторые исследователи называют главным стимулом быстрого развития ПР в США, Великоб¬ритании, других странах.

Первые службы "внешних отношений" появились после войны и во французских госструктурах и частных компаниях, несмотря на то что термин "паблик рилейшнз" (les relations publiques) еще не был вве¬ден в оборот.

Хотя развивавшаяся в Европе ПР-деятельность находилась под силь¬ным влиянием американских подходов, после войны здесь начали по¬степенно формироваться собственные научные школы "паблик рилейшнз". Так, в период "немецкого экономического чуда 50-х годов усилилось внимание к ПР немецких специалистов. В Германии складывалась осо¬бая концепция "паблик рилейшнз", трактовавшая связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью ко¬торого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.

По мнению одного из пионеров "паблик рилейшнз" в Германии, Л. Оэкла, основные задачи ПР заключались в том, "чтобы помочь от¬дельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение".

Представители французской школы ПР послевоенного периода так¬же стремились выработать свои принципы и технологии в этой сфере и зесьма осторожно относились к американской концепции связей с об¬щественностью, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса. Как констатировал, в частности, М. Крозье, американс¬кие ПР-эксперты "продают в конце концов гражданам то обществен¬ное мнение, которое заказывают монополии".

Наряду с формированием новых школ в 40—60-х годах происходит консолидация ПР-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт ПР в Великобритании, Ассоциация ПР в США; 1955г.— Международная ПР-ассоциация); разрабатываются кодексы професси¬онального поведения.

Период развития ПР с середины 60-х годов до наших дней исследо¬ватели увязывают со становлением общества глобальной информации, характерными признаками которого являются ускоренный рост высо¬ких технологий, увеличение числа коммуникационных каналов, по¬степенное превращение национальных экономик в единую мировую экономическую систему, для которой типичны глобальная зависимость и глобальная конкуренция входящих в нее экономик. Крупные соци¬ально-экономические, политические, экологические перемены вызы¬вают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения того или иного уровня согласия. Отсюда спрос на ПР-технологии в бизнесе, политике, социальной сфере становится перманентным.

В связи с этим в ПР-деятельности появляются новые акценты. Так, содержание ПР-усилий все больше смещается от воздействия на среду к ее изучению и привлечению полученной информации для управления. «Вни¬мание специалистов ПР переходит от "выхода" ко "входу" социальной системы... — справедливо замечает российский исследователь И. Яков¬лев. — ПР начинают входить в "сердцевину", т. е. в менеджмент орга¬низации, влияя на выработку ее стратегии и политики, все чаще при¬нимая участие в выработке и принятии решений».

Еще один новый акцент вызван наступлением в развитых странах "эпохи потребления", когда стоявшая прежде во главе угла задача орга¬низации производства была заменена другим приоритетом — органи¬зацией сбыта. Параллельно возникла концепция, подчиняющая ПР маркетингу. Так, на рубеже 80—90-х годов известный маркетолог Фи¬липп Котлер заявил, что к традиционным четырем "р" маркетингового комплекса "product", "price", "place", "promotion" (продукт — цена — место — продвижение) теперь следует добавить пятую "р" — "public relations". Другие специалисты, напротив, рассматривают маркетинг в качестве составляющей части ПР. Третьи говорят о MPR (marketing public relations') как об особом направлении ПР-деятельности.

По мере приближения конца XX в. ПР-деятельность все в меньшей степени оставалась некоторым общим и для всех ясным понятием; здесь постоянно выделялись все новые направления, имеющие свои специ¬альные маркеры-обозначения. Так, работа по связям с государственными учреждениями и обществен¬ными организациями получила название "public affairs",

• управление корпоративным имиджем — "corporate affairs",

• создание благоприятного образа личности — "image making",

• построение отношений со СМИ — "media relations",

• закрепление кадров, создание хороших отношений с персона¬лом — "employee communications",

• общественная экспертиза — "public involvement",

• взаимоотношения с инвесторами— " investor relations",

• проведение мобилизационных (конкурсы, чемпионаты, лотереи) и презентационных мероприятий — "special events",

• управление кризисными ситуациями — "crisis management",

• управление процессом адекватного восприятия аудиторией сооб¬щений — "massage management" и т. д.

Что касается российского ПР-рынка, то формально он деклариро¬вал себя в начале 90-х годов, когда в стране появились первые ПР-агентства. В 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с об¬щественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала свыше 80 членов.

С 1992г. на факультете международной информации Московского государственного института международных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»