Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Журналистика /

Право на информацию для журналистов в Германии

←предыдущая следующая→  
1 2 



Скачать реферат


журналистские расследования, в ходе которых журналист или редактор могут брать интервью у госчиновников, не информируя об этом другие заинтересованные СМИ.

2. Ограничения права на запрос

Согласно статье № 4 берлинского закона о печати, отказ от дачи информации может иметь место только:

«1. если ведомство имеет указания о секретности,

2. если мероприятия по своей сущности должны в течение длительного времени или в течение определенного периода сохраняться в тайне, так как их разглашение или преждевременное разглашение может нанести ущерб общественным интересам или представлять для них опасности,

3. если это может сорвать, затруднить, замедлить или нанести вред надлежащему проведению текущего судебного процесса,

4. если это наносит ущерб частным интересам, которые должны охраняться».

Кстати, полиция и прокуратура повсеместно в Германии имеют право не давать информацию и комментарий СМИ. В 1953 году здесь были разработаны «Специальные законы о взаимодействии криминальной полиции и прессы», которые предусматривают отказ от запроса со стороны сотрудников правоохранительных органов и которые имеют юридическую силу по сей день.

Земельные законодательства также запрещают запрашивать информацию о налоговых выплатах. Соображения об известности того или иного лица (политики и проч.) или предприятия в расчет не принимаются. Запрещено публиковать налоговые декларации. Информацию в министерстве финансов, как федеральном, так и земельном, можно запросить и использовать для печати только в случае судебного разбирательства.

Наконец, в законах о печати земель Баден- Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн- Вестфалия, Рейнланд- Пфальц и Шлезвиг- Хольштайн сказано, что «запрос может быть отвергнут, если на поиск информации для его удовлетворения нужно будет затратить слишком много сил и времени». Иными словами, госслужащие в этих земель не обязаны надрываться и «перекапывать» горы архивных материалов для того, чтобы предоставить информацию по относительно неважному запросу СМИ.

Вопрос о том, давать ли журналисту информацию или отказать, ссылаясь на существующие исключения, повсеместно входит в обязанности госслужащего. В случае спорных ситуаций СМИ имеет право направить иск в административный суд или запрос руководителю госучреждения.

Ограничение права на информацию для защиты

личного достоинства граждан

Напомним, что Основной закон заявляет ограничения, касающиеся права на информацию, которое включает в себя поиск, получение, обработку и распространение информации, а также защиту информанта, в таких областях, как защита личного достоинства граждан, защита личности, защита предприятия и защита государства. Остановись кратко на этих четырех пунктах, хотя вопрос о защите государства и предприятия относительно права журналиста запрашивать, добывать и получать информацию, мы уже отчасти и осветили в предыдущем тексте.

Согласно статье № 5 Основного закона, вернее, ее 2-ому параграфу, ограничения права на информацию в приватной сфере регулируются «законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан». Речь идет, конечно, в первую очередь, о запрете на дискриминацию по национальному, религиозному, этническому и прочим признакам, оговоренному в Основном законе. Помимо того, согласно статье № 1 Основного закона, любой гражданин, в том числе и журналист, распространяющий утверждение, которое может унизить достоинство другого человека, может быть обвинен в клевете, если не сможет доказать, что сообщаемые факты соответствуют действительности.

При этом Основной закон позволяет разграничивать факты, которые следует доказать, и выражение собственного мнения, свобода которого защищена законом. Как сформулирован Конституционный суд в Карлсруэ, «Опасение подвергнуться судебным санкциям за собственную оценку чего-либо тем более опасно, что оно может ограничить или парализовать любую дискуссию и тем самым привести к таким последствиям, которые противоречили бы функционированию свободы мнений, о которой записано в Основном законе». Как заметил в своей монографии Херманн Манн, Основной закон «не считает возможным называть политических противников подонками, министра – оберфашистом, а продавцов моющих средств – негодяями».

О частной жизни можно рассказывать только в том случае, если это представляет серьезный интерес для общественности. Не допускается звукозапись произнесенного при закрытых дверях, публикация частных дневников без согласия владельца.

Ограничивает право журналиста на информацию и охрана государственных интересов, принцип «государственной тайны», который представлен как в Основном законе, так и в земельных конституциях (к примеру, положение о «секретных ведомствах», которые могут не реагировать на запросы со стороны СМИ).

Так что, казалось бы, немецкое право обеспечивает довольно широкую свободу СМИ в плане сбора и распространения информации. Провозглашая принцип «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других», немецкое законодательство подчеркивает, что пресса – прежде всего коммерческое предприятие, существование которого зависит от продажи ценной, эксклюзивной информации, способной привлечь читателя. С другой стороны, печать несет общественную задачу (при определении которой немецкими медиа-специалистами было сломало немало копий). Все это определяет такие рамки свободы СМИ, которые позволяли бы журналистам максимально полноценно проделывать свою работу.

Выводы

1. Все средства массовой информации в Германии сами решают, какую информацию предъявлять общественности. Это право гарантирует СМИ 1-ый параграф статьи № 5 Основного закона. Любой гражданин имеет право на свободное получение информации и распространение своего мнения.

2. Помимо Основного закона правовое положение СМИ определяет земельные законы о печати, другие законоположения, а также решения Конституционного суда и конституционных судов федеративных земель. Ограничения права на информацию для СМИ также определены законодательно и носят обязательный характер.

3. В Германии нет государственных инстанций, руководящих немецкой прессой. В рамках закона о запросе государственные учреждения должны предоставлять информацию СМИ о своей деятельности. Исключением из этого правила являются такие правовые области, как защита государства, коммерческой тайны, защита личного достоинства гражданина. Информирование читателей в этих областях ограничено.

4. Право на информацию является главным инструментом свободной независимой прессы для выполнения общественной задачи, возложенной на СМИ. Право на информацию обеспечивает само существование «коммерческого предприятия печати», как определил СМИ федеральный Конституционный суд в Карлсруэ, которое зависит от получения оперативной, оригинальной информации, способной заинтересовать читателя.

Список литературы:

1. Kalt G. (Hg.), Schiwy P. Anspruch auf die erste Reihe. Was öffentlich-rechtliches Fernsehen leisten muss und kann. B., 1996.

2. Mauz G. Die Justiz vor Gericht. München, 1990

3. Meyer K. Journalismus von heute. Düsseldorf, 1997.

4. Schulz P. Ursprunge unserer Freiheit: von der Amerikanischen Revolution zum Bonner Grundgesetz. Hamburg, 1989.

5. Вороненкова Г. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие СМИ Германии). М., 1999.

6. Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. 1995.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»