Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Журналистика /

Психологическая культура журналиста

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И. , личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в “эфире” этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его 2 реальностей. ( природы и общества).

Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.

Социально-психологические свойства личности (по Андреевой) 1) Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).

2) Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.

3) Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)

4. Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).

Социальная роль есть фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей: журналист, СМИ,

Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития:

1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям)

2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой)

3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость.

4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.

Это означает, что возраст человека физиологический (т.е. степень развития физиологической системы организма) не всегда совпадает с психологическим (степенью развития структур психики) и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство ( 1-3 года), дошкольный возраст ( 3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60) , старость (свыше 60 лет).

Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:

1. Развитое чувство ответственности у личности.

2. Потребность в заботе о других людях.

3. Способность к полноценному участию в жизни общества.

4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.

5. Толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.

6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.

Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.

Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.

Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность.

Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Система индивидуальных свойств личности включает по В.С. Мерник

1. Систему индивидуальных свойств организма (биологические, общесоматические, )

2. Систему индивидуальных психологических свойств с подсистемами

а) психодинамической - свойства темперамента

б) психологическими свойствами личности

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.

а) подсистема социальных ролей в социальной группе и коллективе

б) социальных ролей в социально-исторических общностях.

Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента:

1. Познавательный - знания о себе

2. Эмоциональный - оценка себя

3. Поведенческий - отношение к себе.

Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:

1. личностный выбор деятельности.

2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.

3. освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Социализация личности состоит из 3 стадий:

Адаптации, Индивидуализации и Интеграции.

Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.

Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную индивидуальность? Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением баланса между личностью и обществом.

Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений.

Активная - воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом социальных отношений.

Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений., способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации проходит посредством подражания, имитации и идентификации.

Институтами социализации выступают семья, школа, отчасти - армия. надо отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их достижений, распознавание индивидов.

На каждом этапе социализации личность получает информацию об обществе, о действительности. Основным источником этой информации является общение.

Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из :

1. требований окружающих

2. Социальных норм - образцов, что люди должны делать, и.т.д.

3. Этикета - установленного порядка поведения.

В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по отношению к ней.

В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Общение посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может стать заменителем непосредственного общения.

Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 (!) часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения. Уровень общения подразделяется на:

1. Фатический - общение по этикету, просто так.

2. Информационный уровень

3. Личностный уровень - раскрытие сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.

По данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны используются большинством людей для распространения сплетен!? тематика разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения.

Интервьюирование человека через Интернет не получило распространение. На Западе особо ценят журналистов-интервьюэров. Виды общения - межличностное, межгрупповое и массовая коммуникация.

Рассмотрим третий вид подробнее. Массовая коммуникация - общение больших социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов:

побудительную (приказ, совет, просьба)

активизация - побуждение к действию в заданном направлении.

Интеракция - побуждение, не допускающее определенных действий.

Дистрибуция - распространение некоторых автономных форм поведения.

Психологическое развитие общения - происходит в несколько этапов: 1. первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения

2. отделение общения от продуктивной деятельности

3. речь приобретает возможность отделиться от общения , направляется на творческие цели.

Общение в массовой коммуникации специфично:

Леонтьев выделил следующие его особенности:

1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это личностно-ориентированное общение.

2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»