←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
предприятий прави-
тельство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основ-
ных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответс-
твие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости ос-
- 12 -
новных фондов предприятий и их амортизационных отчислений про-
порционально темпам инфляции позволяет увеличить источники
собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэто-
му одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной
активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизацион-
ного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости ос-
новных средств.
3.3. Бюджетное финансирование
Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчи-
тывать на решение инвестиционных проблем за счет централизован-
ных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ре-
сурсов как потенциального источника инвестиций государство бу-
дет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирова-
ния к кредитованию. Ужесточится контроль за целевым использова-
нием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кре-
дита будет внедряться система залога имущества в недвижимости,
в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о
залоге. Государственные централизованные вложения предполагает-
ся направлять на реализацию ограниченного числа региональных
программ, создание особо эффективных структурообразующих объек-
тов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление пос-
ледствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение на-
иболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы-
хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюд-
жетного финансирования будут:
- выделение государственных инвестиций для стимулирования
- 13 -
развития опорных сырьевых и аграрных районов,обеспечивающих ре-
шение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
- поддержание научно-производственного потенциала;
- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым райо-
ном с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим воз-
можности приостановить его падение собственными силами.
3.4. Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающе-
гося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источ-
ников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит
невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования
продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1993 г. лишь 3,6%
против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками (вклю-
чая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд.руб. долгосрочных кре-
дитов.
3.5. Средства населения
Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем
продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фон-
дов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источ-
ник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбе-
режений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную ак-
тивность населения можно путем установления в инвестиционных
банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреж-
дениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение
- 14 -
средств населения на жилищное строительство, предоставление
гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первооче-
редного права на приобретение его продукции по заводской цене и
т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необхо-
дима широкая сеть посреднических финансовых организаций - ин-
вестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных
фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности
обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фон-
довые ценности, установив строгий государственный контроль за
предприятиями, претендующими на привлечение средств населе-
ния.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возмож-
ностей финансирования капиталовложений, является финансово-эко-
номическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления
предприятий и населения, что существенно снижает их инвестици-
онные возможности. Тем не менее недостаточность внутреннего ин-
вестиционного потенциала можно считать относительной.
4. ОТТОК КАПИТАЛА
За последние годы в России сложился слой предприятий и
предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчи-
вости экономического положения в стране большие средства пере-
водятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры
Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансиро-
вания крупных инвестиций по мере того, как страна перестраива-
ется под действием рыночных сил. На этом основании было бы ре-
- 15 -
зонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего
платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень
сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресур-
сов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превы-
шает их приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 г. Рос-
сия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла са-
ма. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда
страна является нетто-экспортером капитала, т.е. граждане ссу-
жают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд.дол-
ларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к
дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока
капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и
экономической нестабильности в России. Значительная часть на-
копленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха
перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерыв-
ного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляет-
ся ими в западные банки или используется для покупки недвижи-
мости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика
России, по крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна
для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприя-
тия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри
страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как
правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках
вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на
новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала,
очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря
на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное эко-
- 16 -
номическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лон-
донский банк, чем в российскую экономику.Именно поэтому предп-
риятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая
деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитим-
ными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников отно-
сятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в
форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие
масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, посколь-
ку финансовая статистику, естественно, учитывает только их ле-
гальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за
пределы России побудил власть принять организационно-правовые
меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки
на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боя-
лись инвестировать средства в экономику своей страны, необходи-
мо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень
риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия
четкого экономического законодательства, основанного на рыноч-
ных потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последо-
вательность
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|