←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
социальноэкономических, финансовых, со-
циокультурных, организационно-правовых и географических факто-
ров, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжи-
рование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного
климата или обратному ему показателю индекса риска служит обоб-
щающим показателем инвестиционной привлекательности страны и
"барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока
иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или
его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Нап-
ример, в 1992 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире дос-
тигала 1,9 трлн.долл., в том числе США принадлежит 489
млрд.долл., Японии 248 млрд.долл., Великобритании 243
- 22 -
млрд.долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд.долл,
или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наб-
людается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых
стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного
климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных
факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас
правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в Рос-
сии являются наихудшими по сравнению с другими государствами на
территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иност-
ранные инвестиции начинает уступать не только балтийским госу-
дарствам, но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты "Эурома-
ки" поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место
из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на
129-е, а Эстонию на 122-е.
Как показывает анализ законодательства стран-республик быв-
шего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик
независимо от декларирующих общих положений принят режим боль-
шего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с
национальными. Это выражается в полном или частичном освобожде-
нии от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации
предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва,
Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Кир-
гизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких
предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения,
Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны
компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих
республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от
избыточного риска.
- 23 -
Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностран-
ных инвестициях. Предполагаются: налоговые "каникулы", освобо-
дить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов
и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты
и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить
им право собственности на землю при создании новых предприя-
тий.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвес-
тиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвес-
торы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно
отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в
том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в
России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных засе-
даниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия рос-
сийских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с
этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте
экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга ин-
вестиционного климата в России, крупных экономических районов и
субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное исполь-
зование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским
банкам в собственной кредитной политике.
7. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ
В ОЗДОРОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы долж-
ны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы.В долгосроч-
ной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Со-
- 24 -
единенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным
источником инвестиционного капитала. Однако, до того, как это
произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные ин-
весторы, а зарубежные правительства и официальные организа-
ции.
Сущность международных организаций, участвующих в предос-
тавлении финансовой помощи России, различна.
Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд
(МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992
года, занимается финансированием государственных программ борь-
бы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабиль-
ностью.
В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обуслов-
ленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты
от него лишь при условии, что они обязуются проводить опреде-
ленную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут
быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный
банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована
на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк
занимается проблемами долгосрочного экономического развития.
Приоритетными для него являются структурные преобразования, та-
кие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы
образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру,
т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономи-
ческого роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как
правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предос-
тавляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кре-
- 25 -
дитам. Банк специализируется на двух видах кредитов. _ Целевые
_кредиты . предназначаются для финансирования конкретных инвести-
ционных проектов, например строительства дороги, моста или
электростанции. _ Программные кредиты . призваны помочь правитель-
ству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях эконо-
мики, например провести либерализацию торговли. В этом случае
_кредит . - не обеспечение определенного инвестиционного проек-
та, а средство общего финансирования государственного бюджета
в соответствии с кардинальным изменением экономической полити-
ки.
Третья влиятельная и кредитная организация - это _ Европейс-
_кий банк реконструкции и развития . (ЕБРР), созданный в 1991 г.
специально для оказания помощи странам Восточной Европы и быв-
шего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР
являет собой пример "банка регионального развития", главная за-
дача которого - содействовать долгосрочному экономическому рос-
ту определенного региона за счет финансирования всевозможных
инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключа-
ется в предоставлении кредитов прежде всего молодому частному
сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки явля-
ется помощь, поступающая уже не от международных организаций, а
от отдельных западных правительств. эта помощь принимает по
меньшей мере две формы. Во-первых, правительства Запада предос-
тавляют правительствам других стран (например, России) прямые
кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с
неотложными проблемами гуманитарного и экономического характе-
ра. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы
- 26 -
те могли приобрести у страны-донора промышленное оборудование и
другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим
сторонам.
Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечис-
ленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда
соответствовали ее реальным потребностям.
За 1992 - 1993 гг.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|