Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Инвестиции /

Понятие и основные направления инвестиционной политики в Украине

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


1.1, Понятие и основные направления инвестиционной политики

Построение в Украине суверенного независимого демократического, социального, правового государства возможно лишь при условии наличия современной ры¬ночной экономики. Такая экономика должна быть ори¬ентирована на удовлетворение потребностей человека, а не своих собственных, что было присуще экономике Советского Союза. Преобладание так называемой группы «А» над группой «Б» привело к перекосам в со¬циальной политике, что с демократизацией общества требовало изменений не только в социальной сфере, но и в экономике. Поднятие и динамическое развитие пос¬ледней невозможно без приведения ее инфраструктуры в соответствие с современными требованиями приро¬доохранного законодательства, ресурсосбережения, эргономичности. Это, в свою очередь, невозможно для привлечения инвестиций как внутренних так и, в боль¬шей мере, иностранных.

Необходимый общий объем инвестиций в эконо¬мику составляет свыше 40 млрд. долл. США За пос¬ледние годы ежегодные иностранные инвестиции не превышают 300 млн. долл., что свидетельствует о не¬благоприятном инвестиционном климате на Украине и о не взвешенной инвестиционной политике, отсут¬ствии надлежащего механизма обеспечения гарантий инвесторам. Более того, наметилась стойкая тенден¬ция к снижению объема иностранных инвестиций, которая побуждает к разработке эффективного зако¬нодательства и инвестиционной политики и безогово¬рочного их выполнения.

Его разработка и принятие идет в сложных усло¬виях и при наличии противостояния. С одной сторо¬ны, иностранный инвестор навязывает свои требования и правила, которые ущемляют интересы Украины. А со второй стороны, известное и удачно реализованное в Китае правило Дэн Сяо Пина: «Не важно какой масти кошка лишь бы она исправно ловила мышей» и реалии той же экономической ситуа¬ции в Украине заставляют идти на уступки иностранным инвесторам. Такая полярность интере¬сов понуждает не только вырабатывать стабильную инвестиционную политику с ее стратегией и тактикой, по и неукоснительно и последовательно ее реализовывать в законодательстве и в практической деятельно¬сти. Инвестиционная политика является составной мастью инвестиционного процесса.

Инвестиционная политика определяется на микро уровне и определяется каждым инвестором самостоятельно. В то же время должен быть и макро уровень такой политики, которая формируется в государстве и определяет его место в экономических процессах и не¬посредственно сказывается на характере, видах инвести¬ций и объектах инвестирования. Инвестиционная политика определяется как система хозяйственных ре¬шений, которые определяют объем, структуру и направ¬ление капитальных вложений, которые обеспечивают рост и обновление фондов.

При этом необходимо различать инвестицион¬ную политику государства (макро уровень) и инвес¬тиционную политику инвестора (микро уровень). Последняя включает в себя определение цели инвес¬тора и объема инвестируемых средств, анализ рынка ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг, просмотр инвестиционного портфеля, оценку его эф¬фективности. Оба уровня тесно связаны между собой. Однако реализуются они самостоятельно в зависимо¬сти от формы собственности, организационно-право¬вой формы и цели.

С введением в Украине самоуправления инвести¬ционную политику формируют и отдельные регионы. Это проявляется в инициировании создания специаль¬ных свободных экономических зон, развитии и под¬держке коммунального предпринимательства или коммунального хозяйства, в том числе и социальной инфраструктуры.

Инвестиционная политика Украины определена рядом нормативных актов. Однако наиболее полно свое выражение нашла в утвержденной постановлени¬ем Кабинета Министров Украины «Концепции регу¬лирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 г. № 384. В ее преамбуле отмечается, что огра¬ниченные финансовые ресурсы Украины не дают воз¬можности обеспечить на этапе реформирования экономики структурные изменения в областях народ¬ного хозяйства и строительства жилья и объектов со¬циально-культурного назначения в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей насе¬ления. Тем самым подчеркнуто и выделено два направления инвестиционной политики: в предпринима¬тельство и в социальную сферу.

Разгосударствление экономики, значительное па¬дение объемов производства создали проблемы фор¬мирования доходной части государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления за счет внутренних государственных источников. Если струк¬турные изменения возможно провести в более менее определенные сроки, то изменения в социальной сфе¬ре в силу объективных и субъективных причин требу¬ют значительного времени. Изменение формы собственности и методов хозяйствования приводит к невозможности субъектов предпринимательства в дальнейшем содержать социальную инфраструктуру. Она передается в ведение государства или органов ме¬стного самоуправления. Вследствие этого социальная сфера становится бременем для бюджета и соответ¬ственно для источников его формирования. Затраты па содержание такой сферы получили название соци¬альных инвестиций. Впрочем, в литературе идея соци¬альных инвестиций критикуется.

Централизованное управление экономикой со стороны государства в современных условиях недопу¬стимо, что отражено и в Конституции Украины, и в разделе III Закона Украины «О предприниматель¬стве». Больше того, принимаются меры по де регулированию экономики, уменьшению прямого вмеша¬тельства министерств и ведомств в управление экономикой, расширению полномочий органов местного самоуправления по развитию экономики, умень¬шению бремени содержания социальной инфраструк¬туры на бюджет. Но государство не может отказать¬ся от своих обязательств относительно обеспечения достойных человека условий проживания, в том чис¬ле, по реализации социальных программ, развитию и поддержке приоритетных направлений предпринима¬тельства.

В связи с тем меняются формы государственно¬го управления экономикой. Вместе с тем администри¬рование соответственно концепции административной реформы приводит управление путем издания норма¬тивных актов и обеспечения эффективного контроля за их выполнением.

Инвестиционная политика Украины является элементом инвестиционного процесса (Основу инвестиционного процесса в современных условиях составляет пять этапов:

1.Выбор инвестиционной политики. 2Анализ рынка ценных бумаг.

3.Формирование портфеля цепных бумаг.

4.Пересмотр портфеля ценных бумаг.

5. Оценка эффективности портфеля ценных бумаг В тоже время для Украины, как и для большинства других стран СНГ, характерно наличие внебиржевого и поэтому мало контролируемого рын¬ка ценных бумаг, что искажает реальную ситуацию на фондовом рынке. Кроме этого процесс акционирования еще не завершен и рынок ценных бумаг еще не сформирован) и строится с учетом реальной экономической ситуации, перспек¬тив привлечения инвестиций и их эффективного ис¬пользования с целью трансформации экономики и создания благоприятной среды для притока инвести¬ций, обеспечение здоровой конкуренции, реализации программы структурной перестройки экономики Ук¬раины, определения приоритетов в использовании ин¬вестиций. На первом этапе суть такой политики состоит

привлечении инвестиций, а на втором - в регулировании инвестиционных потоков, на третьем - реальное обеспечение прав и гарантий инвесторов. Впрочем, что не означает оторванности решения одной задачи от другой. Они взаимосвязаны. Процесс привлечения и ре¬ализации инвестиций не может быть стихийным и тоже |требует регулирования.

Государственная инвестиционная поддержка пре¬доставляется преимущественно для развития приоритетных направлений в экономике, первоочередными из (которых признаны:

- развитие топливно-энергетического комплекса |и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- социальная сфера, расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребле¬ния и услуг для населения, а также конкурентоспособ¬ной продукции, которая поставляется на экспорт;

- развитие агропромышленного комплекса;

- ускорение развития медицинской и микробио¬логической промышленности;

- преодоление последствий Чернобыльской ката¬строфы.

Эти приоритеты направлены на экономический прорыв в традиционных для Украины сферах произ¬водства с дальнейшим выходом продукции отечествен¬ного товаропроизводителя на мировой рынок. Это означает, что эта политика направлена не на вывоз капитала за границу, а на ввоз и оставление в Украи¬не. Так, по оценкам отечественных экспертов, ежегодно в Украину ввозится автомобилей на 1,5 млрд. (гривень, что равняется ежегодному объему иностран¬ных инвестиций. С реализацией программы «Украинский автомобиль» значительная часть этих средств останется в Украине и будет инвестировать ее эконо¬мику. Но широко разрекламированный упомянутый инвестиционный проект страдает существенными не¬достатками и не учитывает субъективного фактора, а потому фактически провален. К тому же не учтена об¬щая тенденция развития мирового автомобилестрое¬ния, где по оценкам специалистов в ближайшее время останется несколько крупных автомобильных компа¬ний, которые вытеснят мелкие. И как бы нам не хоте¬лось сохранить программу «Украинский автомобиль» у нее будущего нет вследствие существенного техни¬ческого и технологического отставания.

Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополити¬ческого положения, существующей рыночной инфра¬структуры и других факторов.

1.2. Принципы государственной инвестиционной политики.

Принципы государственной инвестиционной по¬литики предусмотрены Концепцией регулирования инвестиционной

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»