←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
(i)– имя правила:
Q –сфера применения правила;
P – условие применимости првила (логическое условие)
A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение;
N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае выполнения ядра.
Р – при истинности активизируется ядро правила.
…
Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации
(к: А1К1, A2K2, ….,AnKn)
(к: A1k1, A2k2,….,An kn)
(имя файла:
имя слота1 (значение слота1)
имя слота2 (значение слота2)
………………………………..
имя слота n (значение слота n))
Протофрейм – знания о классе объектов.
Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов конкретными значчениями.
В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота относятся:
Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма.
В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе программы, о её модификации.
В структуру входят:
- указатель наследования;
- указатель типа данных;
- демоны и т.п.
ЯЗЫК ФМС (FMS).
Указатели наследования могут быть:
U – unique – уникальный
S – same- какой-то
R – range – указатель границ;
0 –override – игнорировать
U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными.
S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же именами
U
Человек
Ребёнок
Миша
Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в верхнем уравнении.
R
Человек
Ребёнок
Миша
Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего уравнения, а если оно задано , то наследование игнорируется.
О
Человек
Ребёнок
Миша
Лекция 11 3.12.99
Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5
В этом языке есть продукционные правила и базы данных
::=( {| }+)
{}+ - Может повторятся несколько раз
::=({ значение})
::=< аз-элемент> | < элемент-вектор>
( Вещество класс кислота
имя
цвет бесцветная )
(Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения)
Что собой представляют правила :
::=(Р )
::={}+
::= | -
::= | |
::=({значение>}+) |
# ( Порядок задач )
( [{ }+] )
# (Вещество )
В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса , т.е. мы можем записать
(Вешество класс кислота
имя )
т.е. переменная кислота –вещ получит значение
::= ( { >}+)
Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним. Эти значения задаются конкретными словами.
# (Вещество класс кислота
имя
цвет )
::= (< объект> { < атрибут>{{< значение>}+}}+)
Список значений может задаваться и в виде ограничений
# (Двигатель мощность { 100 200} )
(Двигатель мощность 160)
:={}+
::=(make < ЭРП> | remove | (modif { < значение>} +)
# (Р координировать _а
(цель состояние активный
имя координировать )
Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не определён,
то создать
(Порядок задач ) –>
(make цель состояние активный
имя упорядочить задачи)
(modif1 состояние ожидания))
ссылка указывает , что модифицироваться будет элемент рабочей памяти
Стратегия решения задач основана на явном задании цели
Выполнение
1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное
множество правил
2. Выбор правил из конфликтного множества
3. Выполнение действий, указанных в заключении правил
Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Приобретение знаний
- извлечение знаний из источника , преобразование их в нужную форму , а также
перенос в базу знаний интеллектуальной системы.
Знания делятся на :
- объективизированные ;
- субъективные
Объективизированные – знания , представленные во внешних источниках –
книгах, журналах, НИР.
- форматизированные, т.е. представлены в виде законов, формул, моделей, алгоритмов.
Субъективные – знания, которые являются экспертными и эмперическими не представлены
во внешней форме.
Знания экспертом является неформализованными, представляют собой множество эвристических приёмов и правил, позволяют находить подходы к решению задач и выдвигать гипотезы , которые могут быть подтверждены или опровержены.
Знания могут быть получены в процессе наблюдения за каким-либо объектогм.
Режимы работы инженера по знаниям, консультолога в процессе приобретения знаний.
1. протокольный анализ
- записываются рассуждения вслух в процессе решения задач.
О.с. составляются протоколы, которые анализируются
2. Интервью - ведется диалог с экспериментом, направленный на приобретение знаний.
3. Игровая имитация профессиональной деятельности.
Методы интервьюирования.
1. Рубление на ступени выделяются связи, позволяющие строить иерархические структуры
2. Репертуальная рещётка предлагаются 3 понятия и требуется назвать отличие 2-х понятие 3-его. Эксперту предлагается пара понятий и требуется назвать общие свойства =>
сформировать классы.
Методика работы конитолога по формированию поля знания
Включает 2 этапа
1. подготовительный
1.1. Чёткая подготовка задачи , которая должна решать система
1.2. Знакомство конит с литовой
1.3. Выбор экспертов
1.4. Знакомство экспертов с копией
1.5. Знакомство эксперта с популярной методикой по искусственному интеллекту
1.6. Формирование с копии поля знания
2. Основной этап
2.1. накачка поля знания в режиме
2.2. командная работа косметолога – анализ протокола, определение связей между понятиями , готовит вопросы к эксперту
3. Подкачка поля знания – задача вопросов эксперту
4. Формализация концептуальной задачи.
5. Проверка полноты модели
Если модель неполная , то используется 2-ое приближение.
Лекция 12 10.12. 99.
Нечёткие множества
[10,40] – толщина изделий
малая [10;20]
средняя [20;30]
большая [30;40]
степень
принадл
1
0.7
0.1
х
10 15 40 толщина изделий
- нечёткое множество
х - универсальное множество
х - образуют совокупность пар А
- называется функцией принадлежности нечёткого множества .
Значения функции принадлежности для конкретного элемента Х называется
Степенью принадлежности
- носитель нечёткого множества
Нормальным нечётким множеством называется множество для которого
0.6
- нечёткое множество
Х - универсальное множество
Х - образуют совокупность пар А
: - называется функцией принадлежности нечёткого множества .
Значение функции принадлежности для конкретного элемента Х называется степенью
принадлежности
- носитель
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|