←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
РЕФЕРАТ
Выпускная бакалаврская работа: 58 с., 37 источников, 2 таблицы, 2 схемы
Раскрывается сущность понятия информатизации. Рассматриваются условия, предпосылки и последствия информатизации. Использовался подход к информатизации как к важнейшей области экономики и определяющей сфере общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. Из этих позиций рассмотрен путь становления государственного регулирования сферы информатизации в Украине, существующие проблемы и достигнутые результаты.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, INTERNET.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 5- 32
1.1. Эволюция социальных систем. Диаграмма Порэта 6-10
1.2. Социальные коммуникации: история, современность,
перспективы 10
1.2.1. Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций 10-11
1.2.2. Информационный обмен в обществе и его эволюция 11-17
1.3. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 17-18
1.3.1. Технический аспект социальных условий и предпосылок
информатизации 18-19
1.3.2. Условия и предпосылки информатизации 19-22
1.3.3. Социальные последствия информатизации 22-24
1.4. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности 25
1.4.1. Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к информационному обществу 25-27
1.4.2. Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе 27-28
1.4.3. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе 23-30
1.4.4. Проблема предотвращения формирования общества потребления 30-32
ГЛАВА 2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В УКРАИНЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 33-53
2.1. Современное состояние информационной сферы Украины 33-42
2.2. Государственное регулирование информатизации Украины 42-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54-55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56-58
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация становится важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. Из этих позиций рассмотрен путь становления государственного регулирования сферы информатизации в Украине, существующие проблемы и достигнутые результаты.
Современный этап развития цивилизации тесно связан с интенсивным использованием информации, которая становится важнейшим ресурсом общества. Стремительно возрастающие технические и технологические характеристики информационно-компьютерных систем и сетей предоставляют качественно новые возможности для обработки информации и ее высшей формы — знаний. Таким образом, “информатизация - это реализация комплекса мероприятий, которые направлены на обеспечение полного и своевременного использования соответствующих знаний во всех видах человеческой деятельности, которые имеют общественное значение” [34]. Анализ мировой инфраструктуры показывает, что информатизация стала важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни. Информатизация позволяет экономить основные виды ресурсов, обеспечивать эффективное административное и хозяйственное управления и снижать социальную напряженность в обществе. Информатизация проникает во все сферы жизни и этот процесс уже не просто связывается с внедрением новых информационных технологий, а является важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. Поэтому вопрос государственного регулирования сферы информатизации становится все более актуальным и жизненноважным.
Государственная политика информатизации — это системно согласованные концептуальные основы и принципы, которые определяют и регламентируют функции, формы и содержание правовых, организационных, экономических и других взаимоотношений как между государством и субъектами, так и между самими субъектами в сфере информатизации. Известно, что большинство видов взаимоотношений в информационной сфере не подлежат никакому правовому регулированию. Демократические основы общества предусматривают право всех субъектов на получение полной, соответствующей и своевременной информации. Однако реализация этого права возможная лишь при условии информационной безопасности, если обеспечивается защищенность жизненноважных интересов личности, общества и государства от нанесения вреда из-за неполноты, несоответствия и несвоевременности информации или отрицательного информационного влияния, из-за отрицательных следствий функционирования информационных технологий, а также из-за несанкционированного распространения информации [35]. Именно на этом направлении роль государства становится решающей, а политика информатизации определяется как важная составная часть общей внутренней и внешней политики страны. Особое значение имеют такие ее аспекты, как правовой, организационной, экономической, научно-технической, промышленной, социальный, международный и информационной безопасности.
Опыт многих стран убедительно свидетельствует о том, что серьезные успехи в развитии страны, экономических и политических реформах достигались лишь при условии проведения эффективной информационной политики. И наоборот, если в государстве недооценивалась информационная сфера или терялся контроль над национальными информационными ресурсами - это приводило к чрезвычайно трудным отрицательным следствиям социально-экономического и политического характера.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к началу XXI века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].
1.1. Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3]
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|