Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Коммуникации и связь /

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


объекта и вычленения предмета исследования) аспект социальной коммуникации. Гносеология (греч. gnosis "познание" + logos "учение") — теория познания, коя применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, со¬держит с-му доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформули¬ровать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов:

1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость коммуникативных стр-р от социальных). 2 Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи инф-ции и воздействия посредством этой инф-ции на индивида или общество).

3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. (Данная единица должна не просто представлять инф-цию, а сообщать её.) 4. Понимание социальной информации (инф-ция д. б. социально значимой). 5. Обоснование социальных категорий коммуникации. (К социальным категориям, существенным для коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные роли, ситу¬ацию, установку и оценку.)

Методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного анализа) аспект социальной коммуникации. Методологию (греч. methodos "путь исследования, позна¬ния" + logos "слово, учение") иногда противопоставляют те¬ории. В отеч. научной традиции методика понимается как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактологическим материалом. Методология понимается как с-ма 2научных принципов, на основе коих строится исследование и определяется выбор способов научного позна¬ния — методов и приемов исследования. Она складывается из теории социального познания, с-мы методов социального познания и анализа коммуникативных с-м, актуализируемых в обществе.

3. Моделирование коммуникации. Структурные и описательные модели. Социологические доминанты коммуникации. Виды социологических доминант и их характеристика.

Социологическая доминанта – это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка к-ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Доминанты можно представить в 4 группах: 1) стратификационной, 2) ситуативной, 3) оценочной и 4) функциональной. В 1) группу входят доминанты, обусловл-ые социологич фактором – соц стратиф-ей общества и языка (соц статус коммун-ов, соц дифф-ия, интерация и интерференция). Ко 2 группе относят 4 осн категории – ком-ая роль, комм-ая сфера, комм-ая ситуация и комм-ая установка. 3 (оцен доминанты) -- явл-ся сопряженными категориями, в комм-ом процессе они проявл-ся одновременно и в совок-ти предст-ют оценочную ориент-ию комм-ов. 4 -- выделение категорий основ-ся на выделении функций соц-ой комм-ции. (3 осн ф-ции: информ-ой, прагматич-ой и экспрессивной; специализир-ые ф-ции (их группы): контактоустанавл-ая, ф-ия самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизьявит-ая, регул-ая, ритуалн, перформативная).

4. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Взаимосвязь и взаимообусловленность ситуативных доминант. Коммуникативное поведение как особая категория социальной коммуникации.

К этой группе относятся четыре основных категории — коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуника¬тивная ситуация и коммуникативная установка.

1) Коммуникативная роль как социологическая доминанта со¬пряжена с категорией социального статуса. Её признаки: "лидер -- рядовой". Между ролью и статусом существует двусторон¬няя связь.

2) Коммуникативная сфера -- социально обуслов¬ленная область коммуникативной деятельности ч-ка, име¬ющая свои функции, определяемые коммуникативными пот¬ребностями — необходимостью сообщить или получить некую информацию. Они связаны с общественной деятельностью людей, в основе коей лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера. Коммуникативная сфера актуализируется в сложной комму¬никативной единице -- дискурсе. Особенностью коммуникатив¬ной сферы является ее динамичность -- способность многок¬ратного изменения тематического поля дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов.

3) Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в кои включены субъект и объект социальной деятельности и кои оказывают влияние на эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, кои спо¬собствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие. Для соци¬альной ситуации определяющи 3 условия — место коммуникации, временная продолжительность и ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, на¬блюдающие.

4) Коммуникативная установка обусловлена социопрагматическими факторами социальной коммуникации — воздействием на партнера с той или иной целью. Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, то есть явно, непосредственно при помощи вербальных средств, или имплицитно — неявно, на¬меком при помощи стереотипного высказывания и невербаль¬ных средств.

Коммуникативное поведение -- поведение индивида, направленное на передачу или прием информации посредством различных средств коммуникации.

5. Когнитивизм. Когнитивный подход в современной науке. Когнитивная деятельность индивида. Категория социального познания. Характеристики социального познания (социальный характер субъектов, социальное происхождение, социальная разделенность). Влияние социального контекста и культурной среды на социальное познание.

Когнитивизм пытается объяснить социальное поведение при пом. описания преимущественно познавательного процесса отдел. ч-ка. Формируется в психологии 50-х гг. Это отказ от традиционных принципов бихевиоризма с его примитивными попытками объяснить человеческое поведение через «стимул-реакция». Долго считали, что поступки человека – это отражение его сознания.

Когнитивизм – взгляд в науку, согласно коей ч-ческая деятельность должна изучаться как с-ма переработки инф-ции, а поведение ч-ка должно объясняться в терминах его внутреннего состояния: получение инф-ции, переработка, хране8ние, мобилизация инф-ции для решения конкретных возникающих задач.

2Когнитивная деятельность – это деятель2ность, в результате коей ч-к приходит к определенному решению или знанию (мыслительная деятельность, коя приводит к пониманию или интерпретации чего-либо)

Составляющие когнитивной системы разума: Память, внимание, воображение, восприятие, мышление – самостоятельные механизмы обработки инф-ции.

Когнитивная деятельность – составная часть человеческого сознания.

Человеческое сознание: - когнитивная деятельность

- компетенция – способность интерпретировать акты сознания

- конкретное знание / результат когнитивной деятельности

Социальное познание – познание которое имеет:

1) социальное происхождение (решающую роль в нем играет коммуникация, оно возникает в результате взаимодействия)

2) социальный характер субъектов - человек, группы, социальная общность, которые находятся во взаимодействии – социальные срезы (несколько интерпретаций): - экологическая среда обитания,

- многочисленные социальные группы

- языковая среда

- межгрупповые отношения

3) познание социально разделено (его результаты являются общими для определенной группы или общества). Познание неповторимо: нет 2-х людей, которые имели бы одинаковые результаты познания, но мы получаем общие представления благодаря коммуникациям, т.е. образ социального мира выстраивается нами сообща.

5 типов индивидуального познания:

1. Рациональный человек – жесткое различие между доводами и эмоциями, познает мир по логике, не поддаваясь эмоциям, смысл познания – привести в порядок свои когнитивные структуры.

2. Наивный психолог – основывается на наборе стандартных характеристик (молодые * легкомысленные)

3. Производитель данных на основе только той инф-ции, которая к нему поступает.

4. Когнитивный скупец – стремится сэкономить свои суждения, не помнит всех характеристик и поэтому часто ошибается.

5. Когнитивно-аффективный - в своих оценках опирается на эмоции.

6. Типология объектов социального познания. Понятие «социальная среда» и его интерпретации. Теории когнитивного соответствия (теория структурного баланса Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория контруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера).

Интеракция – обмен инф-цией, энергией и веществом между человеком и окружающей средой. Основные составляющие этого обмена (фокусы человеческой активности) - интеракция, ассоциирование, питание, различение полов, территориальность, временные отношения, учение, игра, самозащита, использование орудий. Благодаря им обеспечивается воспроизводство жизненных социокультурных систем. Использование этих механизмов невозможно в рамках 1 подхода * необходим симбиоз наук и 3 вида знания:

• о человеке (его природе, жизненные интенции, стратегии, о поведении в различных ситуациях)

• знание свойств различных элементов среды

• о механизмах взамосвязи человека им его среды обитания (жизнесберегающие связи).

Вопрос 7. Понятие об уровнях коммуникации. Критерии выделения уровней. Лингвистический уровень и его основные единицы. Речевой акт и его основные характеристики Отличия предложения от высказывания. Дискурс и его характерные свойства. Понятие «фрейм».

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»