Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Коммуникации и связь /

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


«фрейм». «Модель ситуации» Т.А. ван Дейка. Ситуативный тип» Майкла Хэллидея.

При коммуникации мы используем различные средства. Они имеют 3 базовые ф-ции: информационную, экспрессивную и прагматическую (способность передавать определенную коммуникативную установку). Все средства при этом несут различную функциональную нагрузку – оценочные высказывания/экспрессивная ф-ция, повелительные/прагматическая, лексемы/информационная. Коммуник-ые средства могут быть по своей природе вербальные, невербальные, синтетические знаки. Всю ком-цию можно представить в виде определенных уровней, на которых каждое из средств по-своему передает инф-цию.

5 уровней коммуникации:

1) семиотический – используются знаки

2) лингвистический или языковой – используются слова и словосочетания

3) металингвистический или метаязыковой – используются термины. Метаязык – язык второго порядка (научный)

4) паралингвистический (рядом, около) – кинемы (жесты, позы и т.д.)

5) синтетический – художественные образы.

Уровень не равен иерархии, не строгая последовательность, свободно взаимодействуют друг с другом.

Лингвистический уровень имеет вербальную основу. Основные единицы языка – слова, с их помощью мы представляем информацию.

Характеристики лингвистического уровня:

1. ком.связанность (концентрируется вокруг определенной темы)

2. ситуативная обуссловленность

3. динамичность (тема может видоизменяться)

4. социальная ориентация на конкретного адресата

5. 22неоднородная структурированность

6. недискретность (сложно определить точные границы)

Речь отличается от языка своей ситуативной привязанностью. Коммуникация реализуется в речевых актах согласно нормам речевой деятельности.

Характеристики речевых актов:

1) целенаправленная деятельность в соответствии с определенными правилами * намеренность (ком.установка)

2) целеустремленность – воздействовать на адресата с помощью экспрессивных средств

3) конвенциальность

Речевой акт соотнесен с лицом говорящего. Он реализуется в высказывании, коммуникативные возможности которого гораздо шире, чем у предложения, т.к. оно привязано к ситуации и в нем можно использовать невербальные средства. Высказывание реализуется в речи, а предложения – это его коррелят в письменной форме. Высказывание – основная единица лингвистического уровня и имеет ряд признаков:

- ситуативность

- социал.обусловленность

- вариативность (можно варьировать не только вербальные но и невербальные средства с целью придания им экспрессии)

- избирательность по отношению к отдельным компонентам ситуации (официальн. или неофициальн.)

- неустойчивость (сущ. только в момент речи).

Дискурс – серия высказываний, которые объединяются общей темой и ситуацией общения (связный текст, творимый в речи). Обладает некой общей стратегической ком.установкой.

Виды дискурса:

1. комплиментарный (дополнительная информация – устаановка на ее получение)

2. координирующий (установка скоординировать всю инф-цию, чтобы получить истину)

3. компететивный (переубедить друг друга, что-то доказать)

Дискурс – сложная ком.единица.

Модели дискурса:

Фрейм – фиксированная система параметров, описывающая тот или иной объект. Конвенциональная природа у фреймов. Некоторые ситуации не описываются фреймом.

Сценарии – это дискурс другими словами.

Модель ситуации Ван Дейка – фрейм – абстрагируемая модель. Нужно знать личностные знания носителей языка (опыт, мнение, интересы, эмоции), уникальные характеристики ситуации. Выделил частные и общие модели. Частные – отдельные, общие – ближе к фрейму. Чтобы адекватно оценить ситуацию – 3 вида инф-ции:

- инф-ция общего хар-ра (фрейм)

- конечное информационное состояние дел

- инф-ция о всех предшествующих взаимодействиях.

Майкл Холлидей – модель ситуативного типа, выделение 3-х основных компонентов дискурса:

1) поле (социальный контекст)

2) смысл (межличностный компонент).Здесь код (использование языка в силу социального положения в обществе) и регистр (социально-экспрессивная установка, реализуется в определенной тональности – определенная интонация, ударение и специальная лексика, имеющая модальную окраску)

3) способ (канал передачи инф-ции) – устная или письменная речь, монолог или диалог.

Дискурсы можно различать по ком.сферам: бытовой, деловой, научный, газетно-публицистичный и т.д.

Вопрос 8. Семиотический уровень коммуникации. Существующие типологии знаков. Типология знаков Ч.Пирса. Оппозиция как семиотическая закономерность. Основные типы семиотических моделей. Аспекты семиотики.

Семион – знак, признак.

Знак – это материальный или идеальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения. Семиотика – наука которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем.

Аспекты семиотики (Лотман):

1) понимание семиотики как научной дисциплины

2) понимание семиотики как метода, который проникает в различные гуманитарные дисциплины. Подход определяется не природой самого объекта, а способом анализа. Здесь уже допускается как семиотический, так и несемиотический подход.

3) Своеобразие научного психологического исследования и склад его познающего сознания.

Типология знаков Ч.Пирса:

У каждого знака две стороны: а) означающее (форма) и б)означаемое (содержание). Типология основана на взаимоотношениях а) и б).

- Иконические знаки (знаки-образы). Отношения между а) и б) - подобие (рисунок человека и сам человек).

- Знаки – инде8ксы, сменность а) и б) (дым является индексом огня)

- Знаки – символы, здесь условная установленная по соглашению связь а) и б) (зеленый крест означает аптеку). Символ имеет общее значение, поэтому обозначает не отдельный предмет, а род предметов.

Вопрос 9. Знаковые системы и их типы (А. Соломоник). Естественные знаки и их свойства. Общая характеристика образных знаков. Изоморфизм образа. Конвенциональные образы. Системы простейших образных знаков. Языковые системы. Слово как базисный знак языковых систем.

А.Соломоник – типология знаков.

Естественные знаки – это предмет реального мира, который сам является частью целого, свидетельствует о других частях этого целого, об их связях и тенденциях (дым – часть, огонь – целое).

Образные знаки. Главная черта - изоморфизм, подобие по отношению к изначальному (навигационные карты, географические и т.д.)

Вопрос 10. Металингвистический уровень коммуникации.. Характерные особенности метаязыковой коммуникации. Паралингвистический уровень коммуникации. Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации.

Металингвистический уровень. Метаязык – язык второго порядка (в науке). Ком.ф-ция реализуется в высказывании, которое является и основной единицей.

Особенности:

4) ограниченная вариативность, стремление к однозначной интерпретации

5) доминирование информативной функции

6) стереотипность речевых актов

7) социальная ориентированность в первую очередь с т.зр. научной компетенции и проф.ориентации.

8) более последовательное соблюдение речевой этики, которая принята в научной сфере ком-ций.

Паралингвистический уровень. В узком смысле тут рассматриваются тон голоса, тембр, высота голоса и т.д. В широком смысле – кинетика – совокупность жестов, телодвижений, поз, мимика + графические средства (плакаты, схемы и т.д.). Кинема – единица паралингвистического уровня.

Это наиболее древний способ передачи информации. Так передается около 65% всей инф-ции.

Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации.

9 вопрос.

Семиотическая система создавалась в рамках общества, она характеризует развитие общества.

Виды семиотических систем:

1) искусство прогностики, т.е. предсказания, приметы.

2) Мусичесое искусство – музыка, изобразительное искусство, пластика

3) Практические искусства – дизайн, архитектура, мода

4) Искусство управления – меры веса, денег, различные ориентиры

5) Искусство воспитания – обряды, игры, спорт, состязания

6) Логические искусства – эпос, лирика, бытовая речь, проза, диалог

7) Язык – самая высокоразвитая. При помощи языка можно описать все другие системы.

Функции семиотических систем:

1. Передача сообщения, имеющейся инф-ции.

2. Создание инф-ции (новой)

3. Память – способность хранить и воспроизодить инф-цию.

Семиотические системы можно назвать мыслящими структурами, потому что они соответствуют ф-циям деятельности человека.

Семиосфера – это синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и являющиеся условием работы отдельных семиотических структур и одним их порождением или результатом.

Вопрос конец 10 – 11.

При взаимодействии вербальные и невербальные средства коммуникаций либо дополняют друг друга, либо наоборот, противоречат друг другу. Кроме слов человека мы обращаем внимание на его

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»