Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Коммуникации и связь /

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


его лицо. Также надо обращать внимание на голос и тело. Человек не может контролировать все свои мышцы. Проявление лжи можно узнать при несоответствии выражения лица словам или жесту.

5 категорий невербального поведения:

1) эмблема – опред.движения, позы, смысл которых можно передать с помощью 2-3 слов (пожатие плечами и т.л.). Эмблемы показывают намеренно. Если она показывается ненамеренно, то она может выдать ту инф-цию, которая скрывается.

2) Иллюстрации – движения дополняющие речь. Они иллюстрируют речь. Если человек не может подобрать нужное слово, иллюстрация как подсказка. Не имеет значения отдельно от слов.

3) Выразители аффекта – использование мимических средств.

4) Регуляторы – формы поведения, которые регулируют разговор между 2-мя индивидами, национальная характерист8ика.

5) Адаптор /манипуляции – все те движения, кото2рые массируют, потирают и т.д. Они находятся на краю нашего сознания.

Каган: Все виды невербального поведения можно разделить по нескольким основаниям:

• источник невербального поведения – эмоции или содержание процесса общения

• осознаваемость или неосознаваемость

• продолжительность

На их основе выделено 6 видов невербального поведения.

1) выделение – непродожительные жесты, сопровождающие высказывание, связано с содержанием.

2) Фассимитация (облегчение) – ускорение коммуникации, облегчение ком-ции (неосознаваемое поведение)

3) Изображение – осознанные жесты

4) Демонстрация аффекта – использование мимики с целью выражения своего состояния - это намеренные жесты

5) Осознанное открытие – знаем, что делаем, но что стоит за этим не знаем

6) Неосознанное открытие – жесты, которые отражают поведение характерное для стрессовых ситуаций.

13. Специфика семиосоциопсихологической теории коммуникации. Категории «речь», «дискурс», «текст». Трактовка текста как коммуникативно-познавательной единицы. Понятие «текстовая деятельность». Понимание диалога как смыслового контакта индивидов, «эффект диалога». Соотношение понятий «коммуникация», «псевдокоммуникация» и «квазикоммуникация».

ССП подход новый, современный. Его основатель – Г.М. Друдзе (80-90гг). ССП – новое комплексное направление социально-псих исследований. Оно акцентирует внимание на знаковом общении как процессе обмена текстуально организованной смысловой информации. Основной категорией системы Друдзе является текст. Это система коммуникативно-познават элементов. Они функционально объединены в единую замкнутую содерж-смысловую структуру при помощи общего замысла. Это сложный знак наиболее высокого порядка. Он организован вокруг коммуникативных намерений коммуникаторов. Важная характеристика текста – намеренность. Т. е. текст возникает намеренно с возникновением жизненной проблемной ситуации, для ее разрешения (текст – разрешение пробл жизн ситуац). Третий фактор, порождающий текст – технология или набор приемов, воплощающих коммуник-познават замысел. Текстовая деятельность универсальна и интерпретируется по общечеловеческим законам. Речь (ее единица – речевой акт) – целенаправленное речевое поведение, кое осуществляется в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Ему характерны: 1) намеренность; 2) целеустремленность (стрем воздействие на адресата); 3) конвенциональность. Реализуется в высказывании (ситуативность, соц обусловленность, вариативность, избират неустойчивость). Дискурс – серия высказываний, кои объединены общей темой, общей ситуацией общения. 3 вида: 1) комплиментарный – устан получ инфо; 2) координирующий – гл найти истину; компететивный – гл переубедить. Свойства: 1) тематич связан; 2) ситуативн обусловлен; 3) динамичность – тема может меняться; 4) соц ориентирован; 5) неоднороден – неязык и язык факторы; 6) недискретность – сложно определить точные границы дискурса. «Эффект диалога» - возникает, когда у общающихся есть способность и стремление адекватно истолковать коммуникативные намерения друг друга. Псевдокоммуникация – неудавшийся диалог. Когда попытка диалога не увенчалась адекватной интерпретацией коммуникативный интенций. Квазикоммуникация – ритуальное действо, когда реальный диалог отсутствует, она подменяет действительное общение. Коммуникация – настоящее общение. Социология комм-й – обмен действиями порождения и интерпретации текстов. Друдзе говорит о том, что роль коммун-познават деятельности чрезвычайно высока. Без нее в совокупности с матер-практической деятельностью не возникло бы ни культуры, ни социальности.

14. Понятие языковой личности. Основные характеристики теоретико-гносеологической модели языковой личности. Коммуникативная личность и ее моделирование. Критерии оценки коммуникативной личности.

Языковая личность – это понятие введено и наиб детально разработано Карауловым. Яз личн – это совокупность способностей человека, кот обуславливает процессы создания и восприятия текстов. Эти тексты различ по 3 параметрам: 1) степенью структурной языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) целевой направленностью. Структура яз личности имеет 4 уровня: 1) прагматический/мотивационный – связан с целями, задачами, мотивами, намерениями говорящего. Гл-е целеустановка, то чего хотим добиться в результате коммуникации, улавливать эти хар-кт трудно; 2) лингво-когнитивн ур – связан с сознанием, совокупность тех данных, кот чел-к извлекает из своего познават-го и интеллектуального опыта. Разные картины мира служат для сравнения; 3) вербально-семантический – складывается из лексикона индивида, т.е. всего запаса слов и словосочетаний индивида. Учитывается не только количество слов, но и умение варьировать, дифференцировать их в связи с нормами, в завис от ситуации, кажд слово свое означает; 4) нулевой уровень (разраб-л Караулов) – уровень обыденного языка (как пройти? и тд). По Караулову яз личность начинается по ту сторону обыденного языка. Эти уровни иерархически организованы, т.е. 0 – наиболее низкий уровень и тд. Коммуникат личность – понятие шире яз личн, тк предполагает использование как верб так и неверб средств коммун-ии. Некоторые характеристики яз и комм личн пересекаются, но это не означает их тождество – различие: 1) эти характеристики занимают различное место в структуре языковой коммм личн, 2) их содержательная интерпретация совпадает лишь частично. Определение комм личн – совокупность индивидуальных свойств и характеристик личности, кот опред-ся: 1) степенью коммуник потребностей (мотивация); 2) когнитивным диапазоном (уровень разв сознания, кот сформир-ся познавательным опытом человека); 3) собственно коммун компетенцией человека. Компетенция – умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу инфо в конкр ситуации. Коммун личн – моделируется посредством ее 3-х основных параметров и того как в ситуации они актуализируются – одновременно актуализируются эти хар-ки!) (воздействие ситуативных факторов): 1) функцион-й пар-р. в ситуации общения он реализуется в88 3- направлениях: 1 – уровень владения верб и неверб средствами коммун-ии для выражения 3-х базовых функций языка (информ, прагм, экспрессивн); 2 – у2мение варьировать средства в завис от ситуации; 3 – следование нормам использ коммун кода. 2) когнитивный параметр – уровень развития сознания человека: 1 – адекватное восприятие информации; 2 – способ воздействовать на собеседника; 3 – оценка и самооценка человека, знание коммуник норм. 3) мотивацион пар-р – это центр-й уровень, тк потребность получать или передавать инфо – стимул коммуник. Это совокупность коммуник потребностей и установок человека. Критерии оценки комм личн – ими явл эффект выполнения человеком основных соц значимых функций – 2 вида: функция взаимодействия и воздействия. В зависимости от этого критерия люди делятся на 2 категории – личность как индивид и личность как индивидуальность. Личность-индивидуальность обладает 2 хар-ми: коммуникабельность и харизма. Коммуникабельность – способность человека легко и по собственной инициативе устанавливать контакт в любой сфере общения и умело поддерживать контакты. Это реальная функция взаимодействия. Харизма – обаяние, притягат личн, кот обусловл внешн и внутр характ-ми чел-ка. Это дар убеждать: реализация функции воздействия.

15. Виды коммуникации: межличностная коммуникация. Функции, категории, условия актуализации межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации и условия ее эффективности. Механизмы межличностного восприятия. Проблемы адекватности речевого восприятия.

Если брать за основание классиф масштабность то тип комм – массовая ограниченная ( в рамках большой соц группы), внутригрупп (в малой группе) – межличностн и внутриличностн. Межличностн комм – процесс одновременного речевого взаимодействия 2- индивидов и их воздействие друг на друга. 3 Функции: базовые функции коммуник (информ, прагматич-я, экспрессивная) + 2 социально значимые функции: взаимодействие и воздействие. Они актуализируются в частных функциях. В основе этих частных функций лежит мотивационный принцип. Мотивационные теории 2-х групп [см Конецкая стр 182-183]: мотив-е теории равновесия (баланса- дисбаланса) (теория Ф.Хейдера о когнитивном балансе; теория Фестингера когнитивного диссонанса; Э.Гоффман теория «управление впечатлением») и мотив теории удовлетворения потребностей (А.Маслой теория потребностей; Дж.Хоманс и Р.Эмерсон теория социального обмена). Особен межл комм: 1) неизбежность. Человек не может жить без общения. Общение одно из важн-х потр-й чел-ка. 2) необратимость – слово не воробей. 3) непосредственная обратная связь. 4) межличностные отношения – они складываются в результате деловых и творческих контактов (офиц, неофиц, в рез спос-ти людей эмоц воспринимать др друга – эмпатии). Наряду с психол-м и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»