←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
произв-во и обмен товаров, каковы последствия; знать быт, жизнь и взгляды горожан.
Во время краткой развёртки опорного конспекта записи не ведутся.
Подробная проработка материала урока по опорному конспекту: 1. Успехи в с/х излишки обмен «умельцы» ( жизнь — ремесло).
Но:
И укрепления город Т+ Р =
Рем. Мастерская: — мелкое
— ручное
б/разд. Труда
Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр»
Товар торговля
От к
Цехи — союзы М. Одной спец.
Устав. Качество!
Цех 11 - 12 вв. — прогресс
К 15 веку — тормоз.
Все записи учитель делает на доске по ходу рассказа и развёртки опорного конспекта. Материал проговаривается в сжатом виде, не менее трёх раз. 2. Феодал
город борьба за свободу.
МЭР Слои населения:
Элита
Город. Совет Средние
Низы
Суд, казна, войско. Права, свободы.
Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.
— пошлины
— что упало, то пропало
— разбойники, рыцари
Города и купцы за объединение страны.
Торг. Пути ярмарки-центры. Шампань.
Т — Д — Т.
Деньги — Банки, Ростовщики.
Вывод:
Необходимость объединения страны.
К следующему уроку. Задание учащимся — сделать два (три) доклада о жизни и быте горожан средневекового города. Домашнее задание: Развернуть и проработать опорный конспект, материалы параграфа учебника.
Приложение 7
Урок-аукцион (6 класс)
«История России в датах»
Цели урока:
1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;
2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;
3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой.
Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии.
Ход урока:
Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.
Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.
Первый этап.
1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.
1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.
1700 – переход России на новое летоисчисление.
Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:
«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
1711 – создание Сената.
Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:
«Повелеваю! Думным боярам!
Отныне по бумаге не читать,
Дабы дурость каждого узнать.
Думные чины боярам не давать.
Вместо Думы создать сенат».
1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.
Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:
- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!
- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!
- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?
На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.
Второй этап
1565 – Учреждение опричнины.
1649 – Принятие Соборного Уложения.
После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.
Предложенные картины:
Иванов М. В. «Земской собор» (1549)
Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)
Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)
Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)
Третий этап
1564 – Начало книгопечатания в России.
1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.
1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.
После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры.
На экран проецируются следующие иллюстрации:
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого).
Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).
Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).
Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета).
Подведение итогов игры.
1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.
2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.
3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.
4. Использование средств наглядности – 10 баллов.
5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику.
Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.
Приложение 7
Структура учебного процесса на основе дидактических игр
Создание проблемной ситуации:
введение моделирующей (игровой) ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации
в её игровом воплощении, действие учащихся
по игровым правилам, развёртывание игрового действия
Подведение итогов игры.
Самооценка действий участников
Обсуждение хода и результатов игры – игровых
Действий и переживаний участников. Анализ игровой
(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.
Учебно-познавательные итоги игры
Приложение 8
Технология организации дидактических игр
Этап подготовки игры Разработка игры - Разработка сценария;
- План деловой игры;
- Общее описание игры;
- Инструктаж;
- Материальное обеспечение.
Ввод в игру - Постановка проблемы и цели;
- Условия игры;
- Регламент и правила;
- Распределение ролей;
- Формирование групп;
- Консультации.
этап проведения игры Групповая работа над заданием - Работа с источником;
- Тренинг;
- Мозговой штурм;
- Работа с игротехником.
Межгрупповая дискуссия - Выступления групп;
- Защита результатов;
- Правила дискуссии;
- Работа экспертов.
этап анализа и обобщения - Выход из игры;
- Анализ и рефлексия;
- Оценка и самооценка работы;
- Выводы и обобщения;
- Рекомендации для дальнейшей работы.
Приложение 9
Этапы организации деловой игры
Этап 1: Разработка (конструирование) игры. Этап 2: Ввод в игру. Этап 3: Групповая работа по заданиям. Этап 4: Межгрупповая дискуссия. Этап 4: Анализ и обобщение.
Диагностика учебно - воспитательного процесса и определение задач, которые предстоит решить. Разъяснение смысла игры и её программы. Поиск информации. Выступление группы (защита идеи, проекта). Вывод из игры.
План, сценарий, ориентация участников на исполнение игровой роли. Знакомство
←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
|
|