Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Коммуникации и связь /

Правовая информатика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Дата создания 17.03.2003 5:30

Правовая информатика, ХГАЭП

СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственное управление, правовое регулирование в области информации 3

2. Характеристика справочной правовой системы «Гарант» 10

БИБЛИОГРАФИЯ 16

1. Государственное управление, правовое регулирование в области информации

Государственная информационная политика — это часть внутренней и внешней политики государства, которая состо¬ит в регулировании информационных потоков и информаци¬онной деятельности различных государственных, обществен¬ных, частных структур и организаций информационного про¬филя .

В России законодательной базой в области правового регулирования информацией служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его ос¬нове иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

 обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

 формирование и защита государственных информацион¬ных ресурсов;

 создание и развитие федеральных и региональных инфор¬мационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Рос¬сийской Федерации;

 создание условий для качественного и эффективного ин¬формационного обеспечения граждан, органов государствен¬ной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных инфор¬мационных ресурсов;

 обеспечение национальной безопасности в сфере инфор¬матизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

 содействие формированию рынка информационных ресур¬сов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

 формирование и осуществление единой научно-техничес¬кой и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информаци¬онных технологий;

 поддержка проектов и программ информатизации;

 создание и совершенствование системы привлечения ин¬вестиций и механизма стимулирования разработки и реализа¬ции проектов информатизации;

 развитие законодательства в сфере информационных про¬цессов, информатизации и защиты информации.

Итак, в России информатизация правовой сферы жизни обще¬ства поднята до уровня государственной политики. Государ¬ство при участии негосударственных структур проводит це¬ленаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных тех¬нологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта) .

Государственная политика информатизации пра¬вовой сферы имеет своей ко¬нечной целью создание в России общенациональной автомати¬зированной системы правовой информации, посредством чего должно быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена "правовая плотность общества"

Названная государственная политика призвана ох¬ватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некото¬рых областях юридической деятельности информатизация по¬зволяет увеличить производительность труда юристов в 3— 4 раза .

Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации:

 информатизация правотворчества;

 информатизация правоприменительной деятельности;

 информатизация правоохранительной деятельности;

 информатизация правового образования и воспитания;

 правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот про¬бел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О пре¬зидентских программах по правовой информатизации". Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информа¬тизации:

 органов государственной власти РФ;

 органов исполнительной власти РФ;

 органов государственной власти субъектов РФ.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореализации, но и на существо правовых отношений. Все боль¬шую роль играют такие понятия, как электронная сделка, элек¬тронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный ар¬хив и т. п.

В данной сфере следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие нданного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Применение электронной цифровой подписи предусмат¬ривает также проект федерального закона "О Государствен¬ной автоматизированной системе "Выборы" . В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использова¬на наряду с другими средствами электронная цифровая под¬пись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соот¬ветствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может ис¬пользоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участву¬ют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

Дополнительные возможности открывает Закон РФ "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями). Перво¬степенное значение имеют ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достовер¬ные сведения о деятельности государственных органов и орга¬низаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запраши¬вать (в устной и в письменной форме) информацию о деятель¬ности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулирует отношения, возникающие в свя¬зи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информа¬ции регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Ука¬зе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граж¬дан на информацию" установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

 в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

 в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

 в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

 в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: разви¬тие законодательства за последние годы сформировало нор¬мативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

* * *

Выполняя важные функции по обеспечению общества све¬дениями и знаниями, информация в то же время может при¬чинить ему определенный ущерб. Появились новые виды преступлений (компьютерные), осно¬ванные на возможностях несанкционированного и неправомер¬ного доступа к информации. Это — компьютерные вирусы, "логические бомбы", программы, допускающие неправомер¬ное проникновение в информационные сети с целью "элект¬ронной кражи" денег, распространение порнографии, а так¬же "электронный" шпионаж.

Итак, возникает проблема информационной безопасности, которая имеет два аспекта; блокирова¬ние негативной информации; защита самой информации.

В Федеральном законе "Об информации" вопросам защи¬ты информации посвящена самостоятельная глава пятая "За¬щита информации и прав субъектов в области информацион¬ных процессов и информатизации". В соответствии со ст. 20 целями защиты являются:

 предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

 предотвращение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»