Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминалистика /

Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


работник учреждения, уполномоченный на опреде¬ление подведомственности заявления (сообщения) и сбор доста¬точных данных о признаках преступления (иначе, предваритель¬ную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие.

Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуще¬ствлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо огра¬ничений выполнять все действия, возложенные законом на ли¬цо, производящее дознание, а также часть действий органа доз¬нания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением.

Также одним из основных видов деятельности органов дознания является оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует направленность и цель оперативно-розыскных мер: " На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений".

Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они должны руководствоваться федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем перечислены конкретные мероприятия, которые могут проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними задач по расследованию и пресечению преступлений:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Оперативные работники используют следующие методы, направленные на раскрытие преступлений: преследование преступника по горячим следам, опросы свидетелей-очевидцев на месте происшествия, применение служебно-розыскной собаки; розыск преступника по оставленным им следам и предметам.

Поподробнее хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Преследование преступника по горячим следам чаще всего связано с осмотром места происшествия. Чем детальнее обследовано место совершения преступления, тем больше материалов может быть добыто для установления личности преступника. Но преследование по горячим следам не откладывается до завершения осмотра. Оно начинается сразу после выявления данных, говорящих о направлении, в котором скрылся преступник. Такие данные дают следы ног преступника, первоначальные показания свидетелей. Преследование по горячим следам поручается работникам милиции, принимающим участие в осмотре. В этих случаях целесообразно применение служебно-розыскной собаки.

Обследование (прочесывание) местности применяется в тех случаях, когда имеются данные о том, что на ней может скрываться преступник. Как и преследование по горячим следам, обследование местности обычно применяется одновременно с осмотром или вслед за ним. Прочесывание любой территории требует затраты значительных усилий, поэтому оно проводится только в случаях настоятельной необходимости и лишь при условии, когда существует возможность сплошного прочесывания местности, а следовательно, когда для этого имеется достаточной количество людей. Между участниками обследования обязательно устанавливается та или иная связь: зрительная, голосовая, радиосвязь и т.д.

Опрос свидетелей-очевидцев на месте совершения преступления и в микрорайоне в целом обычно производится работниками милиции еще до прибытия следователя. С его прибытием опросы продолжаются, но уже под его руководством. Следователю немедленно передается вся полученная информация. Ее значение для розыска порой оказывается решающим, если же этой информацией пренебречь, легко утратить нити, ведущие к преступнику.

Принятие решения о производстве оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основания¬ми для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности обстоятельства:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его под¬готавливающих, совершающих или совершивших, если нет доста¬точных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— данные о событиях или действиях, создающих угрозу госу¬дарственной, военной, экономической или экологической безо¬пасности Российской Федерации;

— информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. Несомненно в этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. ст. 1O8-109 Уголовно-процессуального кодекса РФ как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справ¬кой, составленной на имя непосредственного руководителя.

Сейчас хотелось бы остановиться на вопросе легализации данных, полученных в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Эта информация может быть признана доказательством только после проверки её процессуальным путем. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предвари¬тельного следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, до¬казать ее истинность, объективность и достоверность и перепро¬верить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы.

Как известно, любое следственное действие должно быть тщательно подготовлено и приоритет использования на этой ста¬дии материалов, как правило, отдается содержащимся в опера¬тивно-розыскной информации. Подобная информация помогает наиболее оптимально определить время, место, участников след¬ственного действия, привлечь необходимые технические и транс¬портные средства, задействовать специалистов, правильно спла¬нировать выбор и последовательность тактических приемов про¬ведения отдельного следственного действия.

Принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий заложена в нормах уголовно-процессуального кодекса. Например, в соответствии с ст.108 УПК РФ одним из оснований возбуждения уголовного дела явля¬ется непосредственное обнаружение признаков преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух ситуа¬ций:

— работник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального события;

— оперативный сотрудник определенное время изучал и до¬кументировал преступную деятельность.

Если в первом случае поведение сотрудника правоохрани¬тельного органа фактически не отличается от действия любого другого гражданина, ставшего очевидцем преступления, то во второй ситуации речь идет о составлении определенного доку¬мента (рапорта), содержащего све¬дения о совокупности фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточных для вынесения решения о возбуждении уголовного дела по данному факту. Особенность этого основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что, как правило, представленные оперативным работником материалы не требуют дополнительной проверки на основании ст. 109 УПК РФ, а представляют собой достаточно полный отчет о произведенных оперативно-розыскных мероприятиях, направ¬ленных на выявление признаков преступной деятельности. Не¬редко это касается выявления и расследования замаскированных преступлений в сфере экономики, в незаконном обороте оружия и наркотиков.

На основании этих документов оперативный сотрудник, по согласованию с руководителем органа дознания (начальника ор¬гана внутренних дел) может принять следующее решение:

— самостоятельно возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса о подследственности оперативный ра¬ботник либо самостоятельно производит дознание по делу, либо после выполнения неотложных следственных действий передает уголовное дело по подследственности в следственный аппарат органов внутренних дел или прокуратуры;

— передать материал в установленном порядке в следственное подразделение для принятия решения по существу: для возбужде¬ния уголовного дела, направления по подследственности или по территориальности или для вынесения решения об

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»