Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминалистика /

Виды и взаимодействие следователя с другими органами в процессе расследования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


допускать преждевременной огласки данных предварительного расследования.

Недопустимо перекладывать на представителей общественности функции органов дознания и предварительного следствия, поручать им производство допроса свидетелей и выполнение других следственных действий.

Субъектам и взаимодействия следователя с различными контролирующими органами в процессе расследования (кроме следователя) могут выступать работники:

1) контрольно-ревизионных управлений (отделов) финансовых органов (главным образом по делам о хищениях имущества, хозяйственных и должностных преступлениях и др.);

2) Госторгинспекции (по делам о контрабанде, незаконном сбыте, перевозке или пересылке наркотических веществ и др.);

4) органов Госгортехнадзора, Госавианадзора, Госавтоинспекции (по делам о чрезвычайных происшествиях на объектах промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.);

5) санитарных, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных инспекций, органов экологического и радиационного контроля:

6) органов пробирного надзора (по делам о фальшивомонетничестве, хищении золота и драгоценных металлов и др.);

7) других контролирующих органов республиканского и местного подчинения (бактериологических, гидрометеорологических станций и др.).

Контрольно-ревизионные управления (отделы) финансовых органов могут проводить по постановлению следователя ревизии, инвентаризации, проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, проверять состояние учета и хранения товарно-материальных ценностей, сырья и готовой продукции, законность кредитно-денежных операций и т. д.

Контролирующие органы помогают следователю в подготовке судебных экспертиз, подборе опытных экспертов, а также в выделении специалистов для участия в производстве осмотров и других следственных действий.

Представители контролирующих органов участвуют в проводимых следователем предварительных проверках поступивших сообщений о преступлениях, участвуют в качестве специалистов и экспертов по уголовным делам, дают консультации по вопросам, относящимся к их специальности. Весьма важную роль контролирующие органы играют в выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и проведении профилактических мероприятий по материалам расследования. Они помогают правильно оценить главное направление этих мероприятий, их содержание, в необходимых случаях непосредственно участвуя в их реализации.

К участию в следственном действии могут быть привлечены специалисты, потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые. Но круг участников следственного действиями ими не ограничивается. В случаях, указанных в законе, в следственных действиях участвуют и другие лица (переводчики, педагоги, защитники обвиняемых и т. д.). Некоторые следственные действия (такие, например, как обыск, осмотр места происшествия) проводятся в присутствии понятых и с санкции прокурора.

В следственных действиях, которые проводятся в служебных и жилых помещениях, в иных ограниченных пространствах, затрагивающих отношения собственности, права и интересы трудовых коллективов, отдельных граждан, могут участвовать представители администрации предприятия, материально-ответственные работники, владельцы имущества и другие заинтересованные лица.

Целями данного вида деятельности может быть обнаружение носителей доказательственной и другой информации, ее собирание и использование, реализация иных криминалистических, а также правовых решений. Эти цели претворяются в жизнь путем решения самых различных задач (обнаружения следов преступления, получения исходной и промежуточной информации, устранения противоречий, изобличен)» во лжи, проверки алиби и т. д.). При этом активность следователя, его партнеров по взаимодействию может быть направлена на различные искомые и познаваемые объекты (события, обстоятельства, факты, предметы, документы).

Взаимодействие следователя со специалистами в области общей и судебной психиатрии осуществляется в следующих формах:

-путем исполнения запросов следственных органов местными психоневрологическими учреждениями;

- в форме личного неформального контакта следователя и специалиста;

- путем привлечения специалиста к подготовке и участию в допросе лица с психическими отклонениями, а в необходимых случаях к допросу потерпевшего, очевидцев содеянного;

- путем назначения судебно-психиатрической экспертизы в отношении лица, совершившего расследуемое деяние.

В процессе общения и обмена мнениями со специалиста ми в области психиатрии следователь имеет возможность решить вопросы о том, какую в зависимости от особенностей аномалий лица, которого необходимо допросить, следует избрать линию поведения, с чего целесообразно начать допрос, какие тактические приемы при этом необходимо использовать, каким образом реагировать на те или иные возможные негативные поступки допрашиваемого во время производства следственно го действия.

Железнодорожные крушения, аварии морских и речных судов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжкими последствиями требуют немедленного реагирования правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная (правительственная или ведомственная) комиссия для проведения служебного расследования.

Служебное расследование (оно носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер) проводится в соответствии с Положениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, вод ном и воздушном транспорте. По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устранения дублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следователя (следственно-оперативной группы) с лицами, производящими служебное расследование (если не создана специальная правительственная комиссия, это начальник железной дороги, ревизор по безопасности движения, руководители соответствующих служб дорог, капитан порта и др.). Оно предполагает совместное согласованное планирование работы, постоянный обмен информацией о результатах расследования, взаимные консультации по техническим, организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием. Все материалы служебного расследования постановлением следователя приобщаются к уголовному делу (в подлинниках). Предварительное расследование по делам о транспортных происшествиях проводится, как правило, с применением бригадного метода. В состав следственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы соответствующего вида транспорта.

4. Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т. п.). особенно часто следователем используют находящуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и т. п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.

5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователя возможностью производства отдельных следственных действий. Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого (ст. 129 УПК) и свидетеля (ст. 137 УПК) в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного действия.

6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т. п.

Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.

Когда же следователь приступает

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»