←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
постановления руководителя органа внутренних дел (как правило, начальник КМ или его заместитель), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в поряд¬ке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Зна¬чение данного правила, на мой взгляд, состоит в том, что оно ставит эту процедуру под контроль ответственных должностных лиц, что служит одной из гарантий законности производства оперативно-розыскных мероприятий, достоверности представляемых сведений, а также со¬блюдения требований конспирации.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельнос¬ти включает:
а) постановление руководителя органа, осуществляющего опера¬тивно-розыскную деятельность о представлении этих результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД);
б) при необходимости — постановление о рассекречивании отдель¬ных оперативно-служебных документов, содержащих государствен¬ную тайну;
в) оформление сопроводительных документов и фактическую пе¬редачу материалов.
Постановление приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела, т.е. адресату не передается. Сведения, необходимые для того, чтобы использо¬вать представляемые материалы в доказывании, должны содер¬жаться в сопроводительном письме и прилагаемых к нему доку¬ментах. Такими сведениями являются :
1. точное, соответствующее ст. 6 Закона об ОРД наиме¬нование оперативно-розыскного мероприятия, в результате кото¬рого получены представляемые сведения;
2. какие именно сведения, имеющие значение для дела, получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий;
3. кем получены указанные сведения, т.е. кто проводил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участвовал, которые в случае необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей;
4. если при проведении оперативно-розыскных мероп¬риятий применялись технические средства, представляются ре¬зультаты их использования (звуко- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.), должны быть точно указаны технические характеристики этих средств;
5. когда в ходе оперативно-розыскных мероприятий полу¬чены те или иные отображения существенных для дела обстоя¬тельств (звуко- или видеозаписи, кино-, фотодокументы и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение в доказывании, они должны представляться вместе с сообщением о результатах оперативно-розыскных мероприятий. Следует иметь в виду, что при подготовке и оформлении ре¬зультатов оперативно-розыскной деятельности должны быть при¬няты необходимые защитные меры по сохранности и целостности, представляемых материалов при пересылке их адресату (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.);
6. сотрудники оперативных подразделений при решении вопросов, связанных с представлением результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокуро¬ру или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, уста¬навливающими, в частности, источники и виды доказательств, порядок их собирания и проверки;
7. если использование представляемых материалов мо¬жет создать угрозу безопасности тех или иных лиц, участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите, о чем должен быть поставлен в известность следователь, прокурор или суд, которому представляются результаты ОРД.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представ¬ляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума), которая может использоваться только для подго¬товки и осуществления следственных и судебных действий, или в виде подлинников соответствующих опера¬тивно-служебных документов о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень таких документов широк: рапорт, сводка, справка, акт сотрудника оперативного под¬разделения, объяснения граждан — участников оперативно-розыс¬кных мероприятий или заявления граждан, документы, которыми оформляется контролируемая поставка и т.п.
При планировании расследования и выдвижении следственных версий также важное место занимает вопрос использования результатов ОРД. Так как если уголовное дело возбуждается по материалам, поступившим из оперативного аппарата, то следователь вместе с оперуполномоченным, а при необходимости с участием специалистов, разрабатывает комплексный план расследования преступления с указанием как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий. Такой план необходимо согласовывать с руководителем соответствующего оперативного аппарата, органа предварительного следствия и утверждается руководителем органа внутренних дел. В нем обязательно должны найти отражение следующие положения :
1. состав группы следователей и оперативных работников,
привлекаемых к реализации материалов ОРД;
2. обеспечение намеченных в плане следственных действий силами
специальных подразделений;
3. расчет необходимых технических средств (фотосъемки, видеозаписи, обнаружения тайников и т.п.);
4. состав отдельных следственно-оперативных групп в зависимости
от поставленных перед ними задач. В число таких задач, как правило,
входят:
• задержание, личный обыск и доставка в ИВС подозреваемых лиц;
• получение с участием специалистов необходимых образцов
(ногтевых срезов, волос, смывов, почерка и т.п.) для сравнительного
исследования;
• проведение тестового экспресс-анализа изъятых веществ и
объектов;
• освидетельствование задержанных лиц на предмет выявления
признаков опьянения (алкогольного, наркотического);
• допрос задержанных лиц в связи с выявленными обстоятельствами, указывающими на их причастность к преступлению;
• производство обысков и выемок по месту жительства и работы
задержанных лиц;
• допрос свидетелей, потерпевших;
• назначение экспертиз по изъятым у задержанных веществам и иным объектам.
Руководителю каждой отдельной группы вручается перечень подлежащих решению вопросов и необходимая для этого исходная информация, в том числе и из материалов ОРД.
Также же необходимо остановиться на использовании результатов ОРД при раскрытии преступлений по горячим следам. Преступление считается раскрытым по горячим следам, если после обнаружения преступления или получения о нем заявления прошло не более 3 суток (или в исключительных случаях – 10 суток, в случае если начальник органа дознания, начальник следственного подразделения либо прокурор продлит срок проверки информации о преступлении) до момента установления лица, его совершившего.
В данном случае мне представляется, что не совсем уместно говорить только о использовании результатов ОРД. Так как раскрытие и расследования преступления по горячим следам представляет собой комплекс неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, следовательно, между лицами, занимающимися данной деятельностью, наблюдается обмен информацией. Так о собранной информации и результатах ее предварительной оперативной проверки немедленно информируется следователь, который, в свою очередь, ориентирует оперативных работников о данных, выявленных при осмотре места происшествия, в частности :
• о предметах преступного посягательства, орудиях преступления,
транспортных средствах, использовавшихся преступниками, направлении
их движения и т.д.;
• о результатах оценки вещной обстановки на месте происшествия и
системы следов преступления, характеризующих его способ, численность
преступной группы, физические особенности ее участников;
• о возможном круге лиц, среди которых следует искать
преступников, судя по показаниям потерпевшего или очевидцев
преступления.
Оперативный работник параллельно с осмотром обязан проводить оперативно-розыскные мероприятия, решая следующие задачи:
• выявление и опрос лиц-очевидцев преступления, которые могут
быть допрошены в качестве свидетелей;
• выявление лиц, которые могут опознать обнаруженные на месте
происшествия труп, предметы, брошенные преступником;
• преследование скрывшегося преступника, организация заградительных мероприятий, проверка мест возможного появления преступника;
• сбор информации о событии преступления, личности преступника
и потерпевшего (слухов и предположений, распространяемых среди
населения);
• проверка (с участием специалиста-криминалиста) конкретных лиц,
предметов в целях установления факта оставления ими следов,
обнаруженных на месте происшествия.
Таким образом, результаты ОРД способствуют раскрытию преступления по горячим следам, т.е. на основе обмена информации оперуполномоченный раскрывает преступление, а результаты ОРД помогают следователю в привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что результаты ОРД на первоначальном этапе расследования могут быть использованы в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, источников фактических данных (доказательств) при условии их относимости (используются имеющие значение для уголовного дела) и допустимости (обеспечение легального источника их происхождения и возможности проверки предусмотренными законом средствами), а также при планировании расследования и раскрытии
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|