Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминалистика /

Криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


ли создание таких групп к произвольному расширению имеющегося правового поля? Представляется, что нет. Так сами основы деятельности по расследованию преступлений подводят нас к выводу о том, что без создания таких групп невозможно выполнить задачи, установленные ст.2 УПК РСФСР. Яркий пример тому – дежурные следственно – оперативные группы. Такие группы сложились в повседневной практике суточных дежурств, как правило, городского или районного уровня. Создание такой группы не регламентировано какими – либо нормативными документами, как единица она формально и фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости дежурных работников прокуратуры и органов внутренних дел. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. В работе такой группы имеются и отрицательные аспекты – по окончании дежурства происходит замена следователя, ввиду постоянной смены состава между членами группы нет сложившегося «рабочего контакта», то есть деятельность такой группы по сравнению с созданными на продолжительный срок значительно менее эффективна. Тем не менее, без создания такой группы деятельность правоохранительных органов немыслима.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания являются: 1. раскрытие и расследование преступлений; 2. привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; 3. совместная деятельность по розыску преступников; 4. пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.* В целях реализации этих задач происходит обмен информацией, представляющей интерес для следствия, оперативно – розыскной и иной деятельности. Оперативные работники осуществляют информационное обеспечение следственных действий. Следователь же не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о результатах ее реализации. Происходит совместное обсуждение результатов следственных и оперативно – розыскных действий, профилактических мер по предотвращению в дальнейшем таких видов преступлений. Профилактические меры на практике сводятся в основном к проверке участковым инспектором лиц, ранее совершавших преступления или имеющих склонность к их совершению, а также выявление следователем причин и условий совершения преступлений и внесением представлений в соответствующие инстанции.

При расследовании преступлений можно выделить несколько этапов взаимодействия.

Первый из них совпадает с этапом доследственной проверки материалов о совершении преступлений и продолжается до момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего на практике такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует нужные материалы, получает объяснения, принимает меры к предотвращению и пресечению преступления. Данный этап взаимодействия как правило начинается с выезда на место происшествия. Осмотр места происшествия с участием оперативных работников позволяет более полно и своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое значение, наметить версии, подлежащие проверке как следственным, так и оперативным путем, определить круг неотложных следственных действий.

При производстве осмотра места происшествия важно правильно распределить функции между его участниками. Задачи сотрудников органа дознания при таком осмотре различаются в зависимости от характера самого происшествия и подлежащего осмотру места.

При осмотре места обнаружения трупа сотрудник уголовного розыска выполняет следующие действия: знакомится с данными об обстоятельствах смерти человека и принимает необходимые оперативно – розыскные меры по установлению и задержанию преступника; выявляет очевидцев и других лиц, которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах совершенного преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в котором скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с целью розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.; информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных мероприятий.

Участковый инспектор во время осмотра места происшествия по указанию следователя принимает меры по охране места происшествия, сообщает следователю и сотруднику уголовного розыска сведения о характере и месте совершения преступления; потерпевшем и его окружении, связях; ставит в известность следователя и оперативного работника о появлении на обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих оперативный интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.

В свою очередь и следователь делится с сотрудниками органа дознания полученной им в ходе осмотра информацией, помогая тем самым определить наиболее перспективные направления поиска преступника и следов преступления. Обычно уже в ходе осмотра у следователя возникают какие – либо идеи и версии, требующие немедленной проверки. Обмен информацией между следователем и сотрудниками органа дознания является залогом получения положительных результатов. Немаловажную роль при этом играет профессионализм и взаимопонимание.

Второй этап начинается с момента возбуждения уголовного дела и продолжается до окончания первоначальных следственных действий. Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во многом определяется характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно выделяют три наиболее типичных повода:

1. уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным путем. Имея возможность пользоваться полученными материалами, следователь и оперативный работник заранее согласовывают порядок и последовательность своих действий. Подобные ситуации наиболее часто возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам о нераскрытых преступлениях;

2. уголовное дело возбуждается в связи с непосредственным обнаружением признаков преступления. Следователь и орган дознания, как правило, лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях к проведению необходимых следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется с момента осмотра места происшествия и производства первоначальных следственных действий.

3. уголовное дело возбуждается по заявлениям граждан, сообщениям должностных лиц и др. В таких случаях предстоящее расследование не является неожиданным для причастных к преступлению лиц, ими уже приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной деятельности.

На этом же этапе следователь, проанализировав совместно с представителями взаимодействующих сторон полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления, выдвигает следственные версии, согласовывает меры по их проверке, составляет план расследования по уголовному делу. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:

1. изложение следственных и розыскных версий;

2. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению – по каждой из выдвинутых версий;

3. перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;

4. перечень розыскных мероприятий;

5. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана;

6. исполнители по каждому пункту плана.

Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления по «горячим следам», установление и розыск преступника, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно – розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

С помощью оперативно – розыскных мер получения информации о событиях, предметах, имеющих значение для дела, оперативные работники на этом этапе:

- устанавливают объекты – возможные источники доказательств, их характер, местонахождение, а также сведения, ориентирующие на наиболее целесообразные способы их использования. Нередко положительные результаты дают оперативно – розыскные мероприятия, проводимые с целью поиска вещественных доказательств, предметов, уличающих преступника, тайников и т. д.;

- выясняют ориентирующие данные о конкретных обстоятельствах, подлежащих доказыванию, для решения следователем вопроса о выборе наиболее эффективных средств доказывания, тактических и технических приемов собирания доказательств;

- собирают сведения, позволяющие следователю более правильно оценить имеющиеся по делу доказательства;

- собирают иную информацию, которая используется следователем при составлении плана расследования, а также для организации и тактики проведения отдельных следственных действий.

В обмене информацией между следователем и оперативным работником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно – розыскных мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно – тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и последовательность (очередность) оперативно – розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»