Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминалистика /

Кузнецов лекции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


В правовом государстве, к которому стремится наше общество, все от¬ношения между гражданами основываются на законе. Не надо кричать, ру¬гаться и размахивать кулаками, очень спокойным и тихим голосом можно добиться гораздо большего результата, если действовать четко и грамотно, в полном соответствии с правовыми нормами. Это особенно важно при дорож-но-транспортных происшествиях. Здесь каждый след от колеса, отлетевшие осколки стекол, грязь с днища и вмятины на кузове - превращаются в право¬вое понятие, они становятся доказательствами и на их основе решается дело в ГИБДД, страховой компании и суде.

Сразу на месте

От аварии не застрахован никто и каждый автомобилист должен четко знать, что делать сразу же после ДТП. Необходимо немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Особое внимание следует уделить пострадавшим -жизнь человека важнее всего. Надо оказать первую доврачебную помощь и вызвать "Скорую медицинскую помощь" либо отправить пострадавшего на попутном транспорте. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, в соответствии со статьей 125 Уголовного кодекса РФ, является преступлением, независимо от того, вино¬вен ли водитель в нарушении правил дорожного движения или нет. Если во¬дитель сам доставляет пострадавшего в лечебное учреждение, то там он со¬общает свою фамилию и все данные о транспортном средстве (с предъявлени¬ем документов) и возвращается к месту происшествия. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших, водитель обязан предварительно зафиксировать доступными средствами (мелом, острыми предметами) в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. Водитель обязан сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса оче¬видцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Сообщить другим участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, номер страхового полиса и данные страховщика. Заполнить со¬вместно с другим участником бланк извещения о ДТП. Сообщить страховщи¬ку о месте и времени ДТП для принятия страховщиком решения о необходи¬мости выезда на место.

В простых ситуациях, когда нет пострадавших, нет споров о виновно¬сти, все согласны с оценкой случившегося, Правила дорожного движения и обязательного страхования допускают действия по упрощенной схеме. Води¬тели сами составляют схему происшествия, подписывают ее и прибывают на ближайший пост ГИБДД или орган милиции для оформления происшествия. Но эта ситуация должна быть действительно простой и не превратится потом в сложную. Если под видом простоты и ясности идет грубое давление, то следует защищаться всеми законными средствами. Надо срочно звать свидетелей и точно фиксировать все следы на месте происшествия. Если требова¬ния передачи имущества совершаются под угрозой применения насилия, то это уже преступление - вымогательство, статья 163 Уголовного кодекса РФ. В этих случаях подается заявление в ближайшее отделение милиции.

Попытки водителя скрыться с места ДТП ни к чему хорошему не при¬водят. Автомобиль достаточно легко установить по номеру и следам. Невы¬полнение обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения в связи с ДТП, и оставление места ДТП влечет наложение административного наказания в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ. Кроме того, страховщик име¬ет право предъявить регрессные требования к лицу, скрывшемуся с места ДТП. Такой "беглец" лишает себя возможности лично участвовать и контро¬лировать ход проведения осмотра места происшествия, и все то, что говорят очевидцы. Это существенно ухудшает его право на защиту. После аварии, конечно, все возбуждены и много говорят. Эти разговоры в ряде случаев мо¬гут повлечь правовые последствия. В суде часто припоминают: "А вот ты же говорил сразу после столкновения...". Поэтому водителю следует контроли¬ровать свои слова. Прежде всего, это относится к виновности. Дорожно-транспортные происшествия настолько сложные физические явления, что сразу же определить их причину очень трудно. Наиболее приемлемым отве¬том следует считать такой: "Пусть специалисты установят, кто виноват".

Если случай явный и очевидный и виновник предлагает сразу возмес¬тить ущерб - соглашайтесь. Во-первых, сам факт выплаты, даже частичной, уже свидетельствует о признании вины, а это может иметь значение в даль¬нейшем. Во вторых, добиться выплат через суд чрезвычайно сложное и очень хлопотное дело. Не старайтесь обогатиться за счет ДТП, возмещению подлежат не полные затраты на ремонт, а только вред, причиненный ДТП и с учетом износа автомобиля. Поэтому, оцените реально вред и возможности виновного по его возмещению. Поверьте, даже небольшая скидка не стоит того, что вы годами будете ходить по судам, с призрачной надеждой получить когда-то свои деньги.

Часто вместо денег предлагают расписки или документ в залог. В этих случаях также нужна внимательность, чтобы не получить "филькину грамоту". Расписка является документом и может стать доказательством в суде. Она пишется произвольно, но обязательно должна отражать все сущест¬венные для суда данные: кто, когда и по какому поводу ее написал. Обяза¬тельно дС.™111'1 оыть латы, полные данные документов, свидетели, иными словами, чтобы ь''1-^1'"^111'^ ^ принял этот документ и его никто не оспо-оил. Не поленитесь пров^1"'1' личные документы, и выяснить кто перед вами, солидный человек или "залетна-7 птица", которую вы больше никогда не уви¬дите. Очень часто чиновники ДТП оск!4™^ B залог паспорта, водительские удостоверения, а потом скрываются, и в другом ."есте заявляют, что докумен¬ты похищены.

Прибытие сотрудников ГИБДД

К работникам ГИБДД отношение должно быть вежливо-настойчивым. Они находятся на государственной службе и облечены власт¬ными полномочиями, требовать должного поведения от граждан. А гражда¬нин обязан подчиняться их законным требованиям. Он может обжаловать действия должностного лица, но прежде выполнить его требования. Не вы¬полнение законного требования сотрудника милиции о прохождении меди¬цинского освидетельствования, остановке транспортного средства и не вы¬полнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происше¬ствием, является административным правонарушением (ст. 12.25; 12.26 и 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени¬ях). Ведомственные приказы требуют, чтобы разъяснения нарушителю работ¬ники ГИБДД давали без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на положения Правил и других нормативных актов. Если водитель реагирует возбужденно, ему необходимо дать время успокоится и выслушать спокойно его объяснения. Водителю нельзя безотчетно доверять и подписы¬вать, не глядя все бумаги и даже чистые бланки. Очень часто говорят: ладно, ладно, потом, потом, а сейчас темно, холодно или идет дождь, Найдутся ты¬сячи причин, но обстановка уже изменится, и восстановить будет порой не¬возможно. Будьте вежливо-настойчивыми, не подписывайте никаких доку¬ментов без предварительного, тщательного прочтения, какую бы симпатию ни вызывало у вас должностное лицо. Все первичные бумаги о ДТП очень важ¬ны, поскольку именно из них будет вытекать множество других.

Возможно, вам захочется взять инспектора за рукав, отвести в сто¬ронку и душевно поговорить о жизни и многом другом. Поверьте, для вас в тысячи раз важнее, чтобы этот инспектор честно и пунктуально выполнил свой долг, полно и точно зафиксировал все следы на месте.

Схема ДТП. Вот ради чего я взялся написать это пособие, это и есть самое главное. Моя работа эксперта-криминалиста всегда начинается с этой бумаги, и по ней я сужу, смогу я помочь водителю или нет. Если говорить точнее, это не одна, а две бумаги: абрисный рисунок, выполненный от руки и схема. Сразу на месте происшествия трудно составить четкую схему, поэтому первоначально делаются такие рабочие записи, но на них очень точно указы¬ваются размеры. По этим размерам и вычерчивается уже схема. Участники ДТП своими подписями заверяют оба документа. Схема должна заполнятся ^'онилами (черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок •л испра^чений. В ней указываются точные результаты измерений расположе¬ния транспоь^УХ средств после происшествия, производится их привязка к стационарным обь^'1'^. дорожным или иным сооружениям, элементам доро¬ги (тротуарам, обочин^'-"- кюветам и т.д.). Схема происшествия составляется на бланке с миллиметровой веткой в масштабе 1:200 (в одном сантиметре 2

метра).

Водитель, несмотря на стресс, ;'сталость, боль и страх перед ГИБДД,

должен активно участвовать во всех произв^,7™"7' замерах. По этим метрам и сантиметрам будет решаться ваша судьба. Обращайте внимание должност¬ных лиц на все следы на месте происшествия (подробнее о следах описано далее). Особое внимание обращайте на описание расположения следов на по¬лотне дороги, их привязку к стационарным объектам. Требуйте, чтобы работ¬ник ГИБДД четко указал на схеме след "юза", его расположение, конфигура¬цию, резкое изменение направления и т.д.

Если вы не согласны с действиями должностного лица, составляюще¬го документ, то это должно найти отражение в ваших замечаниях. Протокол следственного действия, в соответствии со статьей 166 Уголовно-процессуального кодекса, прочитывается всем лицам, участвующим в произ¬водстве следственного действия, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Дело не только в том, что вы не желаете подписывать документ, а главное - ваши аргументы. Что в документе неправильно, какие следы не указаны и чем вы можете это под¬твердить. Недобросовестный работник напишет: "От подписи отказался"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»