Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминалистика /

Преступность в России и способы борьбы с ней

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ИНСТИТУТ ПРАВА им. принца П.Г. ОЛЬДЕНБУРГСКОГО

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету:

КРИМИНОЛОГИЯ

По теме:

Преступность в России и способы

борьбы с ней.

Выполнил: Фатьянов Игорь Евгеньевич

Группа 432 VI курс.

Санкт-Петербург

2004г.

Вопрос № 31

Актуальность борьбы с преступной неосторожностью обострилась в век научно-технической революции. Научно-технический прогресс со своими несомненными преимуществами несет определенные отрицательные последствия технического характера. Появление новых источников энергии, в том числе атомной, усложнение технологических процессов во всех видах производства, колоссальное увеличение самодвижущихся механизмов являющихся источниками повышенной опасности, - все это в совокупности с ускоренным ритмом жизни, психическими и нервными перегрузками существенно повышает опасность неосторожного поведения людей. Даже отдельное неосторожное преступление, связанное с использованием ультрасовременной и сверхсложной техники, в десятки, сотни раз по своим последствиям опаснее, чем умышленное преступление. Убедительным подтверждением этому являются, например трагические события на Чернобыльской атомной электростанции, крушения на железных дорогах, авиакатастрофы, многочисленные пожары. Ученых и практиков беспокоят не только ошеломляющие последствия неосторожных преступлений, но и неблагоприятные тенденции в их динамике и структуре. Кроме того, морально-политический вред, причиняемый обществу неосторожными преступлениями, связан с тем, что они могут играть криминогенную роль в умышленных преступлениях; в частности, преступная бесхозяйственность, недобросовестное отношение к охране государственного или общественного имущества способствует хищениям, ущерб от которых исчисляется миллиардами рублей.

Криминологическая классификация неосторожных преступлений производиться, как правило, в соответствии со сферой деятельности, в которой они могут совершаться. По этому признаку выделяют 4-ре основные группы неосторожных преступлений:

1. бытовые неосторожные преступления, совершенные вне сферы действия технических средств или других источников повышенной опасности (бытовая неосторожность);

2. неосторожные преступления, совершенные в сфере действия технических средств или других источников повышенной опасности (техническая неосторожность);

3. неосторожные преступления, совершенные в сфере чисто профессиональной деятельности (профессиональная неосторожность);

4. неосторожные преступления, совершенные в процессе исполнения должностных (управленческих ) функций.

В настоящее время особо актуальным стало выделение экологической неосторожности. В предложенной классификации она может попасть во все указанные группы неосторожных преступлений.

Бытовая неосторожность. К этой группе относятся преступления, совершенные в сфере сбыта, но без использования механических средств. К ним, в частности, относятся причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК), причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК). Удельный вес этой группы в общей массе неосторожных преступлений велик.

Техническая неосторожность. Это наиболее многочисленная группа неосторожных преступлений, чаще всего они могут совершаться в процессе профессиональной деятельности. Однако в силу постоянного насыщения техническими средствами быта людей такие преступления могут совершаться и в быту. Преступления этой группы могут быть предусмотрены как общими составами неосторожных преступлений (ст. 109, 118, 168 УК ), так и специальными составами – «техническими преступлениями». К последним относиться, например, нарушение правил безопасности движения и эксплуатация железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК), а так же составы, предусмотренные статьями 143, 266, 268, 269 и некоторыми другими нормами УК. Общей чертой данной группы является то, что они совершаются в сфере взаимодействия «человек-техника» и приводят к выходу технических средств из-под контроля управляющего ими субъекта, что и влечет опасные для общества последствия.

К профессиональной неосторожности можно отнести преступления, в результате совершения которых вред причиняется ненадлежащим выполнением либо невыполнением субъектом своих профессиональных обязанностей, однако без использования как технических средств, так и должностных (управленческих) функций. Сюда относятся: неоказание помощи больному (ст. 124 УК), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК) и ряд других составов.

Должностная неосторожность охватывает такие преступления, как выпуск или продажа товаров, выполнение работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 293 УК). В общей структуре неосторожной преступности наибольший удельный вес имеют преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств, которые составляют около 75% всех неосторожных преступлений. Наиболее серьезным нарушением ПДД является управление транспортными средствами находящимися в состоянии алкогольного опьянения. При таких обстоятельствах происходит каждое 4-ое ДТП, при этом удельный вес происшествий по вине нетрезвых водителей личных автомобилей, мотоциклов в 1,3 раза выше, чем на служебном транспорте.

Особенности личности

неосторожных преступников

Лица, совершившие неосторожные преступления, характе¬ризуются определенными особенностями, отличающими их от субъектов умышленных преступлений. Для неосторожных пре¬ступников менее, чем для умышленных, характерно наличие криминогенных свойств личности. Однако вместе с тем нельзя не отметить, что многим из них присущи такие черты, как без¬различие к общественным интересам, пренебрежение к прави¬лам безопасности и их соблюдению, общая недисциплинирован¬ность и т. д. Именно из этих черт и свойств личности складыва¬ется легкомысленно-безответственное отношение виновного к правоохраняемым объектам и своим обязанностям по отноше¬нию к ним. Поэтому лица, совершающие неосторожные престу¬пления, исходя из характера их антисоциальной направлен¬ности ценностных ориентации, могут быть выделены в само¬стоятельную группу при криминологической классификации преступников.

Чаще всего неосторожные преступления совершаются лица¬ми до 40 лет (около 80%). Основная масса осужденных (50%) со¬стоит из людей в возрасте от 18 до 30 лет. Именно эти лица чаще склонны рисковать, недооценивать опасность и переоценивать свои возможности, создавая различные аварийные ситуации.

По данным Жулева В. И., среди лиц, совершивших преступ¬ное нарушение правил дорожного движения, женщины составля¬ют менее 2% *. Это значительно меньше удельного веса женщин, осужденных за другие виды преступлений. Низкий процент женщин среди лиц, допустивших указанные нарушения, объясняет¬ся не только соотношением мужчин и женщин среди водителей транспортных средств. Выборочные исследования и данные об ад¬министративной практике свидетельствуют о том, что женщины более аккуратно управляют транспортными средствами, строже соблюдают дисциплину и менее, чем мужчины, склонны к нару¬шению правил дорожного движения.

Для лиц, совершивших дорожные преступления, характерен уровень образования не ниже среднего уровня населения в целом. Большую часть лиц, осужденных за неосторожные преступ¬ления, характеризует в целом добросовестное отношение к труду и выбранной профессии. Так, по отношению к трудовой дисцип¬лине осужденные характеризуются следующим образом: дисцип¬линированы (76%), бывают случаи нарушения дисциплины (9% ), не дисциплинированы (9% ).

Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной от¬ветственности за нарушение правил дорожного движения и экс¬плуатации транспортных средств ранее привлекался за подобное нарушение к административной или дисциплинарной ответст¬венности. К уголовной ответственности большинство осужден¬ных за транспортные преступления (85% ) ранее не привлекались. Общий рецидив составляет 15%, доля специального рецидива равна 2 от общего числа осужденных. Из числа осужденных 82% лиц, совершивших транспортные преступления, оставались на месте происшествия для оказания помощи пострадавшим, 18% — скрылись с места происшествия.

Большинство лиц, совершивших неосторожные преступле¬ния, имеют положительную (либо нейтральную) социально-нрав¬ственную ориентацию личности (87%), что можно расценивать как показатель их невысокой общественной опасности. Наряду с этим имеются лица (9%), характеризующиеся антисоциальной направленностью.

Применительно к транспортным преступлениям следует осо¬бо подчеркнуть повышенную криминогенную роль психофизио¬логических особенностей личности (особенности восприятия, время и адекватность реакции и т. д.), ее психофизиологических состояний (утомление, стресс, растерянность). Изучение дел о не¬осторожных преступлениях, связанных с использованием тех¬ники, показывает, что техническое состояние водителей, совер¬шивших транспортное преступление, выражается в следующем: повышенная нервно-психологическая напряженность— 15%, растерянность — 35%, сильное утомление — 4%, психические аномалии, не исключающие вменяемости — 2%.

Проводя криминологическую классификацию лиц, совершив¬ших преступления по неосторожности, Дагель П. С. выделяет

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»