Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминология /

Криминалистическое прогнозирование

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


которых было немало у нас в стране (например, продовольственная Программа) и которые постоянно не выполнялись. Кроме того, планы (как и здания, образно говоря) должны строиться с фундамента а не с крыши. Поэтому начинать планирование борьбы с преступностью следует с первичных ячеек общества, где все конкретно, все проверяемо и может быть обеспечено организационно и т.п. Такие планы могут быть составной частью планов региональных. Но чем выше будет идти планирование, тем более общий и менее конкретный характер оно будет приобретать.

Борьба с преступностью, ее планирование, координация между регионами, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо преступность границ не признает (тяжкие формы особенно). Поэтому предупреждение преступности есть деятельность, требующая скоординированной работы прежде всего правоохранительных органов на территории всей страны. Разобщенность недопустима и ничего, кроме вреда, принести не может. Целям координации могут служить специально создаваемые для этого организационные структуры. Таким образом, составная часть предмета криминологии - предупреждение преступлений - сама по себе сложная теоретическая проблема, реализуемая в многообразных практических мерах как общесоциального плана, вплоть до конкретных технических мер, так и специально-криминологических и правовых, включая предложения по совершенствованию законодательства.

Поскольку преступность - явление социальное (одно из социальных явлений), необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным, как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане (в криминологии это, в первую очередь, связано с идеей предупреждения преступлений) есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных , и наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе - это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала, либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма. к общесоциальным видам предупреждения преступности относятся: а) развитие и совершенствование экономических отношений, технологических процессов и технического оснащения производства - промышленного, сельскохозяйственного, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния людей; б) повышение уровня культуры членов общества, улучшение их образования, а следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всем том лучшем, что накопило человечество в данной области за весь период своего развития. Эти меры, конечно, не прямо направлены на борьбу с преступностью. Более того, развивая, скажем, культуру и искусство, люди меньше всего думают о борьбе с преступностью, но высокая культура и воспитанность - надежные гаранты уменьшения преступности (хотя и не гаранты ее исчезновения, с чем люди, вероятно, должны смириться). Названные меры косвенно влияют на состояние преступности, и чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунги) но не претворяется в жизнь. Криминология, улавливая эти общесоциальные процессы (их негативное выражение), рекомендует, как следовало бы поступить в тех или иных ситуациях. Такие рекомендации тогда эффективны, когда даются с учетом реальных возможностей общества (экономических, финансовых и т.д.), а не абстрактно теоретически. В то же время криминология острее видит отрицательное влияние на жизнь общества тех или иных, скажем, экономических экспериментов (чего, к сожалению, не хотят признавать многие экономисты и политики). Поэтому ее рекомендации далеко не сразу воспринимаются, и тем более, реализуются.

Если криминология указала на криминогенность тех или иных явлений в экономике, социальной сфере и т.д. и высказала общие рекомендации, что следовало бы сделать для уменьшения их негативного эффекта, то дальнейшая конкретизации необходимых для предупреждения преступности мер - прерогатива других конкретных наук, областей знания, социальной и экономической практики. В этом случае криминолог может превратиться в консультанта, который подскажет, что реально для исполнения, а что нет, какие сроки решения проблемы реальны, а какие - нет.

Специально-криминалистические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они, хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые не требуют совершенствования крупных ее блоков, а требуют изменения каких-то частей, например изменения учета и отчетности денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период времени) опасность хищений или иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации - еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.

Криминологи за годы своего “вторжения” в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т.д.

Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей народного хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, ибо формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры.

Меры предупреждения различны и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т.д.). “Блоки” преступности тоже требуют специфических мер (скажем организованная преступность - одних мер, рецидивная - других, женская - третьих и т.п.). Внутри же этих общих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие конкретных для их предупреждения мер.

Деление преступности на уровни определяет особенности индивидуальной практики, ибо отдельные преступления совершаются людьми, каждый из которых неповторим, и воспитательная работа с ним требует индивидуального подхода. В этой своей части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология (не случайно среди юридических наук прочное место завоевала ныне криминальная (правовая) психология).

Криминальная (правовая) психология изучает не только личности тех, кто совершает преступления, предмет ее значительно шире, но связь ее с криминологией органична. Криминологическая типология личности нужна не сама по себе, не просто как теория, позволяющая глубже изучить причины конкретных преступлений в связи с особенностями личности, а как предпосылка преступлений, в частности индивидуальной профилактики преступлений.

Практический анализ и важность прогнозирования преступности для Смоленской области я покажу на двух примерах:

- влияние миграционных процессов на криминогенную обстановку

- преступность несовершеннолетних

Криминологический прогноз экономической преступности на 1997-2002 гг. определяется устойчивой тенденцией ее роста в предшествующем пятилетии. Воздействие криминогенных факторов в совокупности с уровнем латентности экономических преступлений, определяемым экспертами в пределах 90-97%, дает основание прогнозировать реальный рост преступности в полтора-два раза. Появившаяся же устойчивая тенденция общего роста выявляемости экономических преступлений в истекшем пятилетии, по всей видимости, сохранится до конца прогнозируемого периода и может составлять ежегодную величину в пределах 20-40%. Независимо от вариантов прогнозирования общих, видовых и территориальных тенденций выявления и раскрытия экономических преступлений прогностическая оценка сводится к тому, что реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в экономике к 2002 году не произойдет.

Основной вклад в рост преступности в ближайшие годы будет вносить общая нестабильность и разбалансированность экономики, в первую очередь кризис потребительского рынка, спад производства, прогрессирующий рост цен, которые усилят дифференциацию населения по доходам и имущественному признаку, падение жизненного уровня большинства граждан, сокращение расходов на социальные программы.

Крайне отрицательное воздействие на социальную стабильность окажет сокращение рабочих мест, что повлечет формирование новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом.

Литература

1. Криминология., /под ред. Академика В.Н. Кудрявцева и д.ю.н., профессора В.Е. Эминова, М., изд. “Юрист”, 1999 г.

2. Криминология. /под ред. Д.ю.н., профессора А.И. Долговой., М., изд. “Норма- ИНФРА-М”, 1999 г.

3. Аванесов Г.А.Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972.

4. Криминология: Учебник. М., 1997. Гл.6-7;

5. Криминология и организация предупреждения преступлений: Учебное пособие. М., 1995. Гл.5-9;

6. Криминология и профилактика преступлений. М., 1989. Гл.10;

7. Кудрявцев В.Н.,ред. Курс советской криминологии: предупреждение опасности. М. 1986

8. Пастушеня А. Н. К методологии криминологического мониторинга // Проблемы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»