←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по: Криминологии
тема: Криминологическая статистика.
Вариант № 15
Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1578.
г. Тобольск 2000 год.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Понятие и виды статистики.
2. Криминологическая статистика и её роль в борьбе с преступностью. Криминологическое прогнозирование.
3. Статистическое наблюдение.
4. Сводка, группировка и анализ статистического материала.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАТИСТИКИ.
Термин «статистика» употребляется в различных значениях.
Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.
Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки.
Статистика как наука имеет свой предмет исследования.
Она изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления.
Статистика также изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений и влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.
Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.
Статистический показатель-это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели, аналитические показатели.
Учетно-оценочные показатели статистическая характеристика размера количественно определенных социально-экономических явлений конкретных условиях места и времени.
Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и др.
Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака. Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.
Изучаемые статистикой признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями. Признаки, выраженные смысловыми понятиями, принято называть атрибутивными. Например, атрибутивными признаками являются: пол человека мужчина и женщина; Если атрибутивные признаки принимают только одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.
Из специфики предмета статистики следует, что теоретической основой статистической науки являются положения исторического материализма и экономической теории, которые исследуют и формируют законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности существенные признаки для выделения социально-экономических типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения. Руководствуясь положениями поставленной задаче значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности.
причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций. В сравнении экономической теории, статистика обогащает науки фактами, полученными в статистическом исследовании, подтверждает или отрицает их теоретические догмы.
Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.
Общей основой разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического подхода к изучению явлений жизни общества. Это, прежде всего требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их целом, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.
Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего.
Все многообразие статистических методов изучения систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:
1) сбор первичной статистической информации;
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) выведение и систематизация результатов и прогнозов.
Анализ статистической информации позволяет раскрывать анализ стадии статистического исследования решается задача соответствующих обобщающих статистических показателей изучаемых явлений определяются количественные оценки их распространенности, а пространстве и развития во времени, устанавливаются характеристики связи и зависимости. Сопоставлением единичного с общим определяются мера развития индивидуального, его отличия от других единиц изучаемой совокупности.
При анализе статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки, природа статистических показателей, условия их применения с использованием средств современной вычислительной техники.
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЁ РОЛЬ В БОРБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Пре¬ж¬де все¬го, пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние со¬сто¬ит из трех уров¬ней:
- со¬ци¬аль¬ная про¬фи¬лак¬ти¬ка (про¬фи¬лак¬ти¬че¬ское воз¬дей¬ст¬вие на ка¬че¬ст¬вен¬но-ко¬ли¬че¬ст¬вен¬ные ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ки пре¬ступ¬но¬сти в це¬лом);
- соб¬ст¬вен¬но кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬ская про¬фи¬лак¬ти¬ка (пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние ви¬дов и форм пре¬ступ¬но¬го по¬ве¬де¬ния /на¬при¬мер, во¬ин¬ских пре¬сту¬п¬ле¬ний и пр./, пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние пре¬сту¬п¬ле¬ний от¬дель¬ны¬ми со¬ци¬аль¬ны¬ми груп¬па¬ми лиц /на¬при¬мер, во¬ен¬но¬слу¬жа¬щи¬ми ФПС РФ - офи¬це¬ра¬ми, в/с по при¬зы¬ву или кон¬трак¬ту и пр./);
- инди¬ви¬ду¬аль¬ная кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬ская про¬фи¬лак¬ти¬ка (пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние пре¬сту¬п¬ле¬ний от¬дель¬ны¬ми ли¬ца¬ми).
Реше¬ние за¬дач пер¬во¬го уров¬ня вы¬хо¬дит за рам¬ки Ре¬ше¬ние за¬дач вто¬ро¬го и третье¬го уров¬ня - это од¬на из ос¬нов¬ных функ¬цио¬наль¬ных обя¬зан¬но¬стей (и как го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных слу¬жа¬щих, вы¬пол¬няю¬щих спе¬ци¬аль¬ные функ¬ции, и как офи¬це¬ров - ко¬ман¬ди¬ров, ра¬бо¬таю¬щих с под¬чи¬нен¬ны¬ми).
- субъ¬ек¬та¬ми не¬по¬сред¬ст¬вен¬ной про¬фи¬лак¬ти¬ки пре¬сту¬п¬ле¬ний (семь¬ях, кол¬лек¬ти¬вах и пр.);
- субъ¬ек¬та¬ми, осу¬ще¬ст¬в¬ляю¬щи¬ми про¬фи¬лак¬ти¬ку при вы¬пол¬не¬нии пра¬во¬ох¬ра¬ни¬тель¬ных функ¬ций;
- субъ¬ек¬та¬ми, осу¬ще¬ст¬в¬ляю¬щи¬ми про¬фи¬лак¬ти¬ку пре¬сту¬п¬ле¬ний при вы¬пол¬не¬нии функ¬ции кон¬тро¬ля;
- и, субъ¬ек¬та¬ми, осу¬ще¬ст¬в¬ляю¬щи¬ми ру¬ко¬во¬дство про¬фи¬лак¬ти¬кой пре¬сту¬п¬ле¬ний.
Схему пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ния пре¬сту¬п¬ле¬ний мож¬но уло¬жить в сле¬дую¬щую схе¬му:
пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние = кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬ская ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ка + раз¬ра¬бот¬ка и реа¬ли¬за¬ция мер про¬фи¬лак¬ти¬ки.
В свою оче¬редь кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬ская ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ка - это со¬во¬куп¬ность трех групп при¬зна¬ков:
1. Субъ¬ек¬тив¬ные (кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬ски зна¬чи¬мые при¬зна¬ки пре¬сту¬п¬ле¬ния) - свой¬ст¬ва лич¬но¬сти пре¬ступ¬ни¬ка, мо¬тив и цель пре¬сту¬п¬ле¬ния и свой¬ст¬ва лич¬но¬сти по¬тер¬пев¬ше¬го.
2. Объ¬ек¬тив¬ные (дан¬ные, рас¬кры¬ваю¬щие кри¬ми¬но¬ло¬ги¬че¬скую си¬туа¬цию) - ста¬ти¬сти¬ка пре¬сту¬п¬ле¬ний; све¬де¬ния о со¬ци¬аль¬ных ус¬ло¬ви¬ях /об¬ста¬нов¬ка/ пре¬сту¬п¬ле¬ния /со¬ци¬аль¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская, со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская; вре¬мя, гео¬гра¬фия; со¬ци¬аль¬ная сре¬да и т.п./.
3. ком¬плекс¬ные (при¬зна¬ки, оп¬ре¬де¬ляю¬щие спе¬ци¬фи¬ку дея¬тель¬но¬сти по пре¬ду¬пре¬ж¬де¬нию пре¬сту¬п¬ле¬ний) - при¬чи¬ны пре¬сту¬п¬ле¬ний, по¬след¬ст¬вия пре¬сту¬п¬ле¬ний, ме¬ха¬низм пре¬сту¬п¬ле¬ния и об¬стоя¬тель¬ст¬ва, спо¬соб¬ст¬вую¬щие пре¬сту¬п¬ле¬ни¬ям.
- статистический метод;
- анкетный метод (недостаток и одновременно преимущество - субъективная оценка опрашиваемых; анкеты должны быть правильно составлены; лучше всего проводить закрытое анкетирование);
-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|