←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.
Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.
Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.
Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.
Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:
неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;
наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;
антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и
особо тяжких преступлений.
Данные факты устанавливаются в результате:
предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства; проведения прокурорских проверок;
осуществления оперативно-розыскной деятельности;
осуществления иной служебной деятельности
правоохранительными или контролирующими органами;
рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.
В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:
антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которое достаточно вероятно;
криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;
криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);
непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;
элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.
В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.
Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц:
освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
осужденных, которым отсрочено отбывание наказания;
осужденных условно;
освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;
освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность;
больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения;
родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
Как и любая область социального управления в обществе, профилактика преступность должна отвечать ряду принципов.
Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, гласности, социальной справедливости, комплексности, а также своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.
Деятельность субъектов предупреждения преступлений реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Меры предупреждения преступлений применяются при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.
Демократизм предупреждения преступлений означает его осуществление широкой системой государственных органов, с участием в этой деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.
Предупреждение преступлений осуществляется в интересах защиты законных интересов лиц и восстановления их нарушенных прав и свобод. Применение мер предупреждения преступлений должно соответствовать характеру и степени общественной опасности противоправного деяния лица.
Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.
Участие граждан, как индивидуально, так и через общественные организации в обеспечении правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений имеет существенное значение, ведь государственные органы, призванные обеспечивать личное, имущественное и общественное спокойствие не могут выполнять поставленные задачи в полной мере без участие самих граждан. В этих целях и создаются общественные органы, органы общественной самодеятельности, привлекаются к защите прав и законных и интересов граждан лица в индивидуальном порядке (внештатные сотрудники милиции).
В этой работе принимают участие:
общественные пункты охраны порядка;
общественные ИДН;
ДНД;
советы профилактики учебных и трудовых коллективов;
товарищеские суды;
общественные воспитатели и шефы;
внештатные сотрудники милиции;
другие добровольные помощники.
Взаимодействие - это совместная, согласованная по месту, вре¬мени и целям деятельность служб и подразделений органов власти и государственного управления, общественных объединений, населения по борьбе с преступлениями и правонарушениями, выявлению и устранению причин противоправного поведения и условий, способствующих совершению антиобществен¬ных поступков.
Оно предполагает:
налаживание взаимного обмена информацией;
совместное планирование мероприятий;
совместное проведение предусмотренных планом и внеплановых мероприятий;
анализ положения дел;
подведение итогов проделанной работы;
обобщение и распространение передового опыта.
Формы и методы взаимодействия ОВД и общест¬венности весьма многообразны. К ним относятся совместное патрулиро¬вание, проведение рейдов ППНМ с дружинниками, внештатными сотрудниками; согласованная расстановка сил при выстав¬лении постов, например, в случаях возникновения эпидемий, эпизоотии; помощь общественности со стороны ОВД в ее право¬охранительной деятельности (например, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями, планирования работы); различные организа¬ционные мероприятия, направленные на обеспечение совместной и согла¬сованной деятельности по охране общественного порядка (совместные семинары, совещания и. д.).
Взаимодействие милиции и общественности рассматривается как вид управления. Содержанием формы управления являются соответствую¬щие задачи и функции субъектов. Под методом управления понимается способ воздействия на управляемые объекты. Метод управления отве¬чает на вопросы: как реализуются задачи, с помощью каких конкретных приемов и средств.
Рассматривая взаимодействие как согласованную или совместную деятельность милиции и общественности, формы взаимодействия можно определить как внешнее выражение согласованной или совместной деятельности милиции и общественности по охране общественного по¬рядка и борьбе с правонарушениями. Формами взаимодействия будут, например, совместная разработка
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|