Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминология /

Теория аномии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: «Теория аномии»

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил:

2001 г.

Содержание

1. Криминологическое развитие концепции аномии

2. Аномия

3. Отчуждение

4. Идентификация и идентичность

1. Криминологическое развитие концепции аномии.

Наибольшей популярностью среди социологов того вре¬мени пользовалась концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная структура и аномия", в которой использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие между цен¬ностями, на достижение которых общество нацеливает лю¬дей, и возможностями их достижения по установленным об¬ществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой. Статья Р. Мертона дала мощный импульс использованию феномена аномии при объяснении причин преступности. В 1961 году ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали монографию "Преступность несовер¬шеннолетних и возможности: теория молодежных крими¬нальных групп". Авторы убедительно показали, что обще¬ство, прививая подросткам различные ценности, мало забо¬тится о том, является ли их достижение реальным для боль¬шинства молодых людей. В действительности овладеть эти¬ми ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены проявлять ловкость — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать раз¬очарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание воровских шаек, в которых посредством хище¬ний молодые люди получают возможность жить в соответст¬вии с господствующими в обществе стандартами потребления; объединение в агрессивные банды, которые снимают на¬пряжение, вызванное общественной несправедливостью, со¬вершением актов насилия и вандализма; вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замы¬каются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окру¬жающего их коварства и лицемерия.

Эта книга произвела сильное впечатление на Р. Кеннеди, по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Л. Олин возглавил специ¬альную программу расширения возможностей молодежи. Мил¬лионы долларов из государственных и частных фондов были выделены для обеспечения данной программы. Результаты ее реализации были достаточно скромными, тем не менее, по мне¬нию некоторых криминологов, она позволила несколько сни¬зить темпы роста молодежной преступности.

Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 году появи¬лась работа Торстона Селлина "Конфликт культур и пре¬ступность". Если Р. Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их получе¬ния, то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различ¬ных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чи¬кагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией кон¬фликта культур попытался объяснить этот феномен. Его тео¬рия оказалась более значимой и не только позволила объяс¬нить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными груп¬пами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксист¬скую теорию классовых противоречий, устранив ее наибо¬лее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анали¬зу противостояния двух частей общества, но и к противоре¬чиям более мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объеди¬нений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привыч¬ки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработан¬ных такой микрогруппой) — этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура на¬ходится в противоречии с господствующими в обществе цен¬ностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее суб¬культуру, человек как бы освобождается от иных социаль¬ных запретов, более того, их нарушение нередко бывает од¬ной из норм криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в не¬обходимости контролировать процессы эммиграции, прини¬мать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их проти¬воречия. Коррекция криминогенных качеств правонаруши¬телей подчас невозможна без разрушения криминальной суб¬культуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воз¬действий общества.

Помимо достаточно прагматических выводов данная кон¬цепция направила внимание криминологов на анализ взаи¬мосвязи культуры общества и преступности. Эта теория по¬казывает, насколько глубоки корни преступности; Измене¬ние культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих теорий рассматривает вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе. Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют. Под отчуждением понимается уход индивида от окружающего его мира или его недостаточная внутренняя интеграция. Концепция идентификации предполагает либо слияние индивида с группой, либо его подражание поведению других людей. Концепция идентичности сосредоточивает свое внимание на ценностных ориентациях, стремлениях, ожиданиях, страхах человека, а также на проблемах его адаптации, которые общим образом либо разделяются членами группы, либо дополняются ими. Идентичность, не растворяющаяся в группе, может быть результатом внутренней борьбы, возникающей иногда вследствие неразрешенных конфликтов, в основном у нетерпимых и властолюбивых людей, или деформированных моделей идентификации себя с родителями (чаще всего с отцом), или иных сходных проблем. Эти концепции касаются вопроса о взаимоотношениях индивида с социальным окружением и его нормами. Все они были использованы в ряде теоретических конструкций, направленных на объяснение преступного и делинквентного поведения.

«Идентификация», «отчуждение» и «идентичность» — различные явления, но они связаны друг с другом и важны для понимания социального поведения человека. Все они могут привести к аномии и отсутствию норм. Под идентификацией подразумевается принятие ролей в рамках конкретных групп (например, таких, как расовые, этнические, профессиональные, семья, шайка и пр.). Индивид отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, «принадлежит». Идентификация связана с чувством «принадлежности». Идентичность — это попытка личности выразить свои уникальные свойства. Индивид может стремиться к этому, чтобы отличаться от других людей. Многие актеры и люди искусства известны только им одним присущими особенностями поведения и характеристиками, выделяющими их как индивидуальности. Под отчуждением понимается безразличие к групповому поведению. Итак, отчужденный не принадлежит к группе и не стремится сознательно к тому, чтобы выразить свои уникальные свойства, по которым он может быть узнан другими. Отчуждение характеризуется асоциальными установками, отсутствием чувства «принадлежности» и лояльности.

Термин «аномия» впервые появился в английском языке в 1591 г. и в XVII в. часто использовался теологами, обозначая пренебрежение правом, в частности божественным. Термин был включен в словарь Джонсона в 1755 г. в двух вариантах — английском и французском. В настоящее время больше распространено французское произношение, по-видимому, это объясняется тем, что в язык социологии термин «аномия» был введен в 1897 г. Дюркгеймом. Одна из важнейших теоретических конструкций включает в себя понятие социального отчуждения — явления, изучение которого криминологией началось с обращения Дюркгейма к идее аномии. Разработкой этой концепции занимались Роберт К. Мертон, Ричард Клауорд и Ллойд Оулин, Джекоб Гвост и другие.

Концепции аномии, отчуждения, идентификации и идентичности объясняют некоторые виды преступного поведения, уделяя основное внимание личности, в отличие от концепции дифференцированной связи, занимающейся вопросами социального окружения. Если же рассматривать эти концепции с позиции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»