Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Криминология /

Тоталитаризм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание:

Введение 3

I. Понятие тоталитаризма 4

II. Предпосылки возникновения тоталитаризма 5

III. Пять основных признаков тоталитаризма 7

1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве 8

2. Однопартийная политическая система - средство осуществления по-литической власти в тоталитарном государстве 10

3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима 13

4. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды 15

5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принуди-тельный труд в тоталитарном государстве 15

IV. Основные формы тоталитаризма 17

Заключение 19

Литература 20

Введение

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или обще-ства не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действую-щими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные раз-личия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процес-сами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов приме-няется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве. Под политическим режимом понимается совокупность элемен-тов идеологического, институционного и социологического порядка, способствую-щая формированию политической власти данной страны на определённый период. Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно ха-рактерно для диктаторских и, прежде всего тоталитарных государств.)

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эво-люционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные фор-мы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и обще-ственного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режи-мы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести наро-ды к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Вос-точной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно.

Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тотали-тарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

Понятие тоталитаризма

Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социаль-ных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".

Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник то-талитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспо-тии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и вос-точными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а если и менялись, то дос-таточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяе-мые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.

Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм" приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена."

Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цель¬ность и "totalis" - полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на одном из собраний, обозначив его как идеал для своей модели; в научный оборот слово было введено западными полито-логами в 30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики лю-бого недемократического типа устройства: от национал-социализма до коммунизма.

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической ци-вилизации Запада."

Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холод-ной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.

В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому соци-альному феномену, где был сделан вывод, что тоталитаризм - это "закрытая и не-подвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из единого центра.".

Теория тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "Истоки тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими.

Правильнее рассматривать тоталитаризм, как своеобразный способ производ-ства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъем-лющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, то-талитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР), потом как европей-ское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское явление (Китай, Се-верная Корея, Вьетнам, Кампучия). В Южной Америке и Африке наблюдались от-дельные признаки тоталитаризма, особенно в Бразилии в годы правления военной хунты в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В Заире в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма проявились в странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР, насаждения в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в первой половине ХХ в.

Предпосылки возникновения тоталитаризма

Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном полити-ческом режиме. В возникновении этого строя большую роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целена-правленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочис-ленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов.

Одни исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитариз-ма, прежде всего, в системе планирования, государственного регулирования эконо-мических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Техниче-ский прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллек-тивной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи назвали её коллективно-механистической), как единый механизм, где граждане - всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идео-логов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провоз-глашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем бо-лее ограничивается свобода личности". В.И.Ленин рассматривал будущее социали-стическое государство как "одну контору и одну фабрику", "один всенародный госу-дарственный синдикат".

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»