Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логика /

Гипотеза как форма познания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


1. Гипотеза как форма познания.

Методологическое значение гипотезы.

Гипотезой называют высказывание или теорию (совокупность определенных высказываний), представляющих собой некото¬рое, предположение, то есть предположительный ответ на не¬который вопрос о существовании, о причинах какого-то явле¬ния и происхождении его и т. п.

Например, предположение — до полета спутника вокруг Луны — о существовании гор и кратеров на обратной сторо¬не Луны; гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, гипотеза о происхождении Солнечной системы и т. п.

Предположительный характер гипотезы означает, что она не является не только доказанной, но и не обоснована в та¬кой мере, чтобы считаться практически достоверной. С дру¬гой стороны, научная гипотеза должна быть в той или иной мере обоснована: она должна быть согласована с имеющи¬мися знаниями, фактами и, будучи выдвинутой для объясне¬ния какого-то явления, она должна объяснять известные его стороны, характеристики и связи с другими явлениями.

Иметь гипотезы в качестве ответов на вопросы науки весьма полезно, даже если они мало обоснованы, поскольку они играют, по существу, ту же методологическую роль как и сами вопросы, на которые они отвечают. А именно, указы¬вают направление научного поиска; но в отличие от вопроса гипотеза сужает это направление, конкретизирует его. Это происходит потому, что возникает возможность выведения следствий из гипотез, особенно следствий эмпирического ха¬рактера, проверяемых путем наблюдения, эксперимента. Следствия именно указывают, в каком направлении должно осуществляться исследование для проверки их правильно¬сти. Они позволяют соответствующим образом организовать наблюдение, спланировать эксперименты. Таким образом, гипотеза стимулирует и направляет развитие знания. В связи с чем ее часто и характеризуют как форму развития знания. При этом подразумевается, очевидно, то, что на¬зывают гипотетико-дедуктивным методом познания. И гипо¬тезы при этом, наряду с дедукцией, являются основными элементами этого метода.

Когда речь идет о разрешении сложных вопросов науки, возникают различные, так называемые конкурирую¬щие гипотезы, являющиеся различными ответами на одни и те же вопросы (ряд гипотез о происхождении Со¬лнечной системы, имеются различные гипотезы о происхож¬дении жизни, Вселенной и т.д.). При этом указанные выше требования согласованности гипотез с известными знаниями и фактами, способность их объяснять предъявляются к каж¬дой из конкурирующих гипотез. Однако по мере развития знания какие-то из этих гипотез исключаются, поскольку пе¬рестают — по мере открытия новых фактов расширения знания вообще — удовлетворять этим требованиям.

Среди конкурирующих гипотез предпочтение отдается обычно тем, которые дают более простые объяснения, содер¬жат меньше недоказанных предпосылок, и тем более таким, которые позволяют предсказывать какие-то новые явления и их характеристики, то есть если можно так выразиться, об¬ладают большим коэффициентом эвристичности. С логиче¬ской точки зрения это означает, что эти гипотезы более ин¬формативны, дают возможность выведения из них более ши¬рокого крута следствий. И как уже было сказано при харак¬теристике гипотетико-дедуктивного метода развития знания, гипотезы в процессе развития знания конкретизируются, со¬вершенствуются, и «выживающие» в конкурентной борьбе становятся все более и более обоснованными.

Подчеркнутая выше направляющая роль гипотез, предва¬рительных решений вопросов вообще, проявляется в том, что к таким предварительным решениям прибегают не толь¬ко в научном познании, но широко применяют их в юриди¬ческой практике. Подобное предварительное решение во¬проса в оперативно-следственной, судебной практике назы¬вается версией. Иногда, правда, слово «версия» в юриди¬ческой практике употребляют и в смысле «мнение», «точка зрения» участников юридического процесса (версия защиты и обвинения, версия истца и ответчика). В этом смысле «версия» уже не является, конечно, аналогом научной гипотезы.

Само слово «гипотеза» всем известно: в обиходе оно обознача¬ет любое предположение. Обычно предположение так или иначе связано с проблемной ситуацией, т. е. с вопросом или с группой взаимообусловленных вопросов, возникающих в ходе какой-то деятельности. Не на всякие вопросы могут быть сразу даны однозначные ответы в виде категорических суждений; иной раз ответы принимают форму предположе¬ний, догадок, допущений. В психологическом плане предпо¬ложению соответствуют субъективные состояния, включаю¬щие в себя известное сомнение, неуверенность в том, что дело обстоит так-то и так-то.

Именно поэтому предположения нуждаются в проверке. Иногда они легко и быстро проверяются какими-то неслож¬ными действиями. Скажем, чтобы проверить возникшую догадку (если угодно, можно назвать ее гипотезой), что знакомый голос в соседней комнате принадлежит дяде Васе, достаточно открыть дверь; примерно так же просто проверя¬ются предположения (и их при желании можно назвать ги¬потезами) об источнике шума за окном, о том, что причиной болевых ощущений в ноге является гвоздь в подошве, что экран телевизора погас из-за сгоревшего предохранителя и т. д. Другие предположения (гипотезы) проверить сложнее. Таково, например, предположение, что буква «ф» реже дру¬гих букв встречается в русских словах; таково возникшее у преподавателя подозрение, что студент-заочник Петров имеет тенденцию несамостоятельно (мягко говоря) выпол¬нять контрольные работы; такова догадка о закономерной зависимости между ростом потребления наркотиков в дан¬ном регионе и преступностью и т. п. Проверка подобных предположений требует определенных, достаточно длитель¬ных, и, по существу, исследовательских действий (включаю¬щих наблюдение, отбор материала и др.), направленных на то, чтобы исключить случайный результат.

Есть ситуации, когда предположения становятся исход¬ным пунктом ряда весьма сложных интеллектуальных опера¬ций, осуществляемых в соответствии с определенной методикой. Чтобы уяснить смысл этой методики, рассмотрим не¬сколько примеров. Собрав некоторые фактические данные о преступлении, следователь выдвигает предположение (как всем известно, в юридической практике такие предположе¬ния именуются версиями), что преступником является некий Икс. Далее он может рассуждать приблизительно так: «Если преступление совершил Икс, то: а) по всей вероятности, он руководствовался такими-то и такими-то мотивами, б) у него не может быть алиби, в) след правого ботинка, оставленный на месте преступления, должен совпадать со следом какого-то экземпляра его обуви, г) и т. п.». Эти вытекающие из предположения следствия и становятся далее объектом про¬верки. Второй пример. Наблюдаемые врачом симптомы бо¬лезни (жажда, похудание, утомляемость, сухость кожи) могут вызываться сахарным диабетом. Для проверки этой гипотезы производится анализ крови на гликемию (содержа¬ние сахара), который либо подтверждает диагноз, либо за¬ставляет заменить его новым предположением (те же симп¬томы могут вызываться несахарным диабетом, некоторыми формами авитаминоза и т. д.). Как видим, и здесь объектом проверки стало выведенное из предположения следствие. И еще один пример. В черновиках разных рукописей Пушкина исследователи обнаружили шесть рисунков, изображающих пистолет. Случайны эти рисунки или каким-то образом свя¬заны с реальными обстоятельствами биографии поэта? Не с мыслями ли о предстоящих дуэлях (как известно, в жизни Пушкина, особенно в молодые годы, их было достаточно много)? Чтобы проверить возникшую догадку, напрашива¬ются такие действия: нужно по возможности точно датиро¬вать каждый рисунок и далее попытаться ответить на вопрос, совпадают ли хронологически изображения пистолета с из¬вестными (состоявшимися или намечавшимися) дуэлями Пушкина. Если такое соответствие удастся зафиксировать, предположение обретает определенную вероятность. И в этом примере проверяются следствия, выведенные из воз¬никшей догадки.

Все три примера в некотором отношении однотипны, они основаны на следующих процедурах: 1) для объяснения или описания некоторого факта (события, процесса, вообще объ¬екта или группы объектов) выдвигается предположение в виде суждения р 2) поскольку его истинностное значение не может быть установлено непосредственно, суждение рас¬сматривается как логическое основание для выведения неко¬торого множества следствий q. r. s и т. д.; 3) установление истинностного значения полученных таким способом след¬ствий (путем ИХ сопоставления с фрагментами имевшегося или приобретаемого в ходе исследования знания) позволяет надлежащим образом оценить и предположение. Именно этот смысл термина «гипотеза» принимается в логике. Гипо¬теза — это возникающее в ходе интеллектуальной практики предположение, основу проверки которого составляют вы¬водные операции с последующей истинностной оценкой получаемых следствий. В процессе разработки гипотеза может стать объектом доказательственных процедур, позволяющих сопоставить аргументы, подтверждающие или опровергаю¬щие выдвинутое предположение. (С этой точки зрения достойно внимания происхождение термина гипотеза, который из греческого через латинский проник в европейские языки. Слово hipothesis складывается из приставки hipo («под») и не нуждающегося в переводе термина thesis. Таким образом, этимологически слово гипотеза может быть истолковано как подтезис или предтезис, т. е. то, что в ходе исследования имеет тенденцию превратится в тезис, стать объектом доказательства).

Резких границ между предположением как таковым и гипотезой в специальном значении слова нет и не может быть; главное различие состоит в относительной сложности исследовательских процедур, направленных на проверку не¬которого положения.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»