Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логика /

Гипотеза как форма познания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


вынужден опираться не только на достоверные, но и на вероятные знания. Повышение степени вероятности гипотезы путем конфирмации подчас является большим научным достиже¬нием. Пренебрежительная оценка конфирмированных (не доказанных и не опровергнутых) гипотез равносильна безде¬ятельному и, в сущности, утопическому ожиданию того мо¬мента, когда истина сама придет в руки. В различных облас¬тях знания и практики имеется множество гипотез, вероят¬ность которых длительное время находится в состоянии флюктуации (колебания), однако исследователи не отказы¬ваются от их разработки. Естественно, в каждый данный момент повышенного внимания заслуживают гипотезы не только актуальные, но и достаточно вероятные. С этой точки зрения конфирмация гипотезы может привести к сосредото¬чению теоретических и практических усилий на ее оператив¬ной разработке и проверке, что, в свою очередь, способно приблизить ее доказательство или опровержение. Но дело не только в завершенности цикла разработки гипотезы и в вы¬текающих из него утилитарных результатах. Среди гипотез есть весьма перспективные, но есть и гипотезы с практически ничтожными шансами на доказательство или опровержение. Например, не исключено, что рано или поздно будет доказа¬на какая-то из гипотез, объясняющих обстоятельства паде¬ния в 1908 г. так называемого тунгусского метеорита. В то же время большинство гипотез, связанных с обстоятельствами дуэли и гибели Пушкина, которые обсуждаются литературо¬ведами, историками, медиками, вероятно, так и останутся гипотезами. Однако право на существование имеют гипоте¬зы и первого, и второго рода. Сами по себе флюктуирующие гипотезы (а, следовательно, и конфирмационные процеду¬ры) есть показатель динамики познания, вечного движения человеческой мысли.

5. Доказательство гипотезы.

Поскольку гипотеза всегда представлена суждением или группой суждений, процедура установления ее истинности по своей структуре в принципе должна быть во многом ана¬логична операции доказывания как таковой со всеми прису¬щими последней особенностями. Она должна содержать ар¬гументы, демонстративные выводные схемы, подчиняться правилам доказательства. Что касается тезиса как объекта доказывания, то им становится сама гипотеза; здесь реализу¬ется та отмеченная ранее возможность, когда hipothesis («подтезис») трансформируется в thesis. Специфика доказа¬тельства именно гипотезы (в отличие от доказательства во¬обще) выявляется лишь тогда, когда эта процедура рассмат-. ривается в связи с возникновением и развитием гипотезы, т.е. как бы ретроспективно проецируется на предыдущие этапы ее разработки. Иными словами, доказательство здесь пони¬мается не просто как автономная операция по выведению тезиса из аргументов, а как своего рода операция с предыс¬торией, как операция, осуществляя которую постоянно со¬относят thesis с тем этапом познавательного процесса, когда он представлял собой hipothesis. С этой точки зрения могут быть выделены два основных способа трансформации гипо¬тезы в достоверное (доказанное) знание, которые условно можно назвать эмпирическим и теоретическим

Эмпирическое доказательство гипотезы связано с тем, что ее разработка на предыдущих этапах (выдвижение, раз¬витие) позволяет осуществить непосредственную проверку путем восприятия соответствующего факта, события, про¬цесса. Классическим примером такого доказательства гипо¬тезы является открытие планеты Нептун. На основании на¬блюдений за траекторией Урана (для объяснения непонят¬ных ускорений в его движении) было выдвинуто предполо¬жение о существовании неизвестной планеты. Почти одно¬временно и независимо друг от друга Д. Адаме и У. Леверье произвели расчеты, подтвердившие эту гипотезу и позволив¬шие астроному И. Галле в 1846 г. зафиксировать на небесном" своде планету, названную Нептуном. Связь эмпирического доказательства (факта существования планеты) с историей разработки гипотезы здесь очевидна: именно ее развитие определило направление поиска, обусловило производство точных расчетов. Аналогично были доказаны многие лите¬ратуроведческие, исторические, искусствоведческие гипоте¬зы, разработка которых на определенном этапе привела к обнаружению соответствующих объектов — рукописей, произведений искусства, предметов материальной культуры и других реалий.

Теоретическое доказательство гипотезы возможно тогда, когда она включается в систему не вероятностных, а демон¬стративных (доказательных) умозаключений и с необходи¬мостью выводится из некоторых истинных суждений. Каким же образом осуществляется переход от вероятностных вы¬водных схем (характерных для развития гипотезы) к доказа¬тельным умозаключениям? Описать все формы такого пере¬хода не представляется возможным, но наибольшего внима¬ния заслуживает трансформация импликативной зависимос¬ти посредством которой обычно оформляется выведе¬ние следствий из гипотезы, в эквивалентно) Если раз¬витие гипотезы позволяет произвести подобную замену, то истинность выведенного из гипотезы следствия q оказыва¬ется равносильной истинности самой гипотезы Тем самым конфирмация гипотезы, по существу, переходит в ее доказа¬тельство. Возможность этого уже была показана при оценке конфирмационных процедур (см. схему пункта плана № 5, а также последующие замечания о повышении степени неординар¬ности выводимых из гипотезы следствий). Отмечалось, что при достижении определенного уровня неординарности следствие оказывается необъяснимым вне данной гипотезы и потому может рассматриваться как достаточное основание для установления ее истинности.

Разовьем в этом направлении один из приведенных ранее примеров. Исследуя творчество писателя М., литературовед на основании текстологического анализа предположил, что в 1928 г. писатель был проездом в городе Б-ске (гипотеза). Построенная на материале данной гипотезы импликация «Если М. в 1928 г. был проездом в Б-ске, то этот факт получил отражение в местной прессе» (p→q), как легко убедиться, в действительности является не импликацией, а эквизаленцией поскольку без невозможно. Союз «если ... то» в данном случае вполне может быть заменен связкой эквиваленции «если и только если...то». Тем самым конфирмаци¬онное умозаключение превращается в доказательное:

Если ( и только если ) М. В 1928 году был в Б-ске, то этот факт получил

отражение в местой прессе.

Посещение М. города Б-ска зафиксировано в «Б-ской Звезде» 29 октября

1928г.

_______________________________________________________________

М. в 1928 г. был в Б-ске.

Из сопоставления конфирмационных и доказательных схем, построенных на материале одного и того же предполо¬жения, вытекает очевидная (но не теряющая от этого своего значения) методологическая директива; в разработке гипо¬тезы весьма желательно (хотя далеко не всегда возможно) получение таких следствий, которые могут быть рациональ¬но связаны с данной столько данной гипотезой. Возвраща¬ясь к другим обсуждаемым ранее примерам, поясним приве¬денную директиву следующим образом: предположительно относя некоторую рукопись к XIII в., нужно искать в ней признаки, свойственные только этому времени; предпола¬гая, что наблюдаемое заболевание есть сахарный диабет, необходимо найти симптомы именно данной болезни и т. д.

Достаточно интересен и еще один способ теоретического доказательства гипотезы. Он состоит в построении некото¬рого количества предположений, из которых -опровергаются все, за исключением одного. Если построен¬ные гипотезы исчерпывают все возможные решения некото¬рой проблемы, то единственная неопровергнутая гипотеза считается доказанной. В основе этого способа доказательст¬ва лежит хорошо известная схема разделительно-категорического умозаключения (отрицающе-утверждающий модус). Несколько гипотез, построенных на одном и том же исходном материале, называются конку¬рирующими. Вопрос о конкурирующих гипотезах заслужива¬ет специального рассмотрения.

6. О конкурирующих гипотезах.

Существование конкурирующих предположений, описы¬вающих или объясняющих один и тот же объект (группу объектов), не только вполне совместимо с познавательной функцией гипотезы, но и прямо вытекает из природы про¬блемной ситуации. В самом деле, ситуация считается про¬блемной именно тогда, когда однозначного ответа на возник¬ший вопрос еще нет и когда, следовательно, возможно не одно, а несколько различных его решений. Одновременная (как бы параллельная) разработка нескольких гипотез — ти¬пичная форма развития некоторого фрагмента знания, при¬чем достаточно часто гипотезы содержат несовместимые по¬ложения, предполагают взаимоисключающие решения одной и той же проблемы.

Борьба мнений в науке нередко и осуществляется в виде борьбы противоположных предположений. Гипотезе, в соот¬ветствии с которой на Марсе есть жизнь, с самого начала противостояла гипотеза, отрицающая существование живо¬го на этой планете; в физиологии механизмы возникновения и передачи болевых ощущений до сих пор описываются двумя противоположными гипотетическими концепция¬ми — согласно одной из них, для болевых ощущений суще¬ствуют особые (болевые) нервные клетки и автономные ка¬налы передачи, согласно другой, боль возникает и передает¬ся обычными сомато-сенсорными путями при определенных условиях (когда раздражение достигает критической точки); в истории и литературоведении с мнением, что великий Гомер родился в Колофоне, соперничают другие предполо¬жения о месте его рождения и т. д.

Конкурирующие гипотезы могут разрабатываться не только разными людьми (например, группами ученых), но и одним и тем же субъектом познания. Поведение человека, выдвигающего (допускающего) противоречащие предполо¬жения, вследствие характерной для гипотез модальной ква¬лификации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»