Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логика /

Закон исключения третьего

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финанасы и кредит

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: Логика

ТЕМА: Закон исключения третьего и закон достаточного основания..

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Содержание.

1. Введение – 2 стр.

2. Основные законы мышления – 4 стр.

3. Закон исключения третьего – 4 стр.

4. Закон достаточного основания – 6 стр.

5. Заключение – 9 стр.

6. Список используемой литературы – 10 стр.

Введение

Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не рас¬члененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окру¬жающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеоб¬разной, а именно рациональной, или умозрительной, формы фи¬лософии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человече¬ства. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говори¬ли о ней как о некоем техническом средстве — практическом «ору¬дии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искус¬ство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попыт¬ки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздо¬ровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля ис¬тины. Но — лишь доля. Главное, что характеризует логику, особен¬но в настоящее время, это то, что она есть наука — и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обре¬тать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе — общественные науки (история, социология, юриди¬ческие науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мыш¬ление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изуче¬ния не одной лишь логики, но и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики...

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее соб¬ственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундамен¬тальный философский вопрос, связанный с отношением челове¬ка, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в на¬ших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических про¬цессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимо¬действие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мысли¬тельной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрыва¬ет материальные, а именно физиологические процессы, протека¬ющие в коре больших полушарий головного мозга человека, ис¬следует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, а следователь¬но, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управ¬ленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с язы¬ком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состо¬ит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах пра¬вильного мышления, ведущего к истине.

Основные законы мышления

Анализ наиболее общих форм мышления — понятий, сужде¬ний. умозаключений, доказательств — будет неполным, если не рассмотреть еще основных законов мышления, действующих в них и пронизывающих всю их ткань.

Неосновные законы, о которых говорилось в соответствующих местах, — закон обратного отношения между содержанием и объе¬мом понятия, законы распределенности терминов в простых суж¬дениях. законы соединения простых суждений в сложные и их вза¬имоотношений между собой, законы различных типов, видов и разновидностей умозаключений и т. д. — связаны лишь с опреде¬ленной формой мышления и, следовательно, действуют в ограни¬ченной сфере.

Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том, что они носят здесь универсальный характер, т. е. лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно ска¬зать без преувеличения, что без этих законов процесс мышления в целом был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фунда¬ментальные — наиболее общие и глубокие свойства, связи и отно¬шения объективного мира, постигаемого нашим мышлением. Вот почему они рассматриваются нами после анализа всех конкретных мыслительных форм.

Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой.

Изучение тех и других законов необходимо и важно для пони¬мания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности.

Основные формально-логические законы

Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом, в том числе современном. мышлении. Знание этих законов необходимо для использования их в практике как научного, так и повседневного мышления и, ко¬нечно. в юридической практике.

Исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. С ним органически связан закон противоречия.

Закон исключенного третьего

С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего.

Закон противоречия гласит, что ут¬верждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия ничего не говорит.

На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно, и к закону тождества). Его действием также об¬условлена так или иначе определенность мышления, его последо¬вательность, непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью, имеет свою сферу действия и свое предна¬значение в мышлении.

Объективный источник и существо закона исключенного тре¬тьего. Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный источник. В нем отражается та же качественная опре¬деленность предметов и явлений действительного мира, сохраня¬ющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает, что нечто существует или не существует, входит в какой-то класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и т. д.

Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, раздвоен на «наличие — отсутствие», мышление, если оно верно отражает его. не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.

Открытый Аристотелем, этот закон гласит: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»'. И в другом месте: «О чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание...»2

Обосновывая неизбежность действия этого закона и невозмож¬ность его отрицания, Аристотель приводил ряд (семь!) доводов в его пользу. В более позднее время он получил название закона ис¬ключенного третьего, хотя формулировки ему давались самые раз¬личные. Наиболее обшей из них является следующая: два противо¬речащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. Формула этого закона: «А или не-А».

Чтобы понять действие закона, приведем две пары несовмес¬тимых высказываний:

1)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»