Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логика /

Логика (шпаргалка)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


В-1

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна¬ет окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви¬валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти¬ческую.

Значение логики

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее позна¬вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше¬ние к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последователь¬но, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры¬вать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обо¬снованности выводов.

В-2.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально¬го познания.

• Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу¬щение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринима¬емых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо¬средственного воздействия на органы чувств, называется воспри¬ятием.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражаю¬щего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1 . Мышление отражает действительность в обобщенных обра¬зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще¬ственное

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей¬ствительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор¬ганы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод¬ным, а сам процесс его получения — выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель¬ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред¬метах действительности, выражая их не только средствами естест¬венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще¬го важную роль в современной науке.

ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен¬ты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред¬ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления че¬ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко¬нечном счете ощущения, восприятия, представления.

В-3

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348—322 гг. до н.э.). Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — ло¬гики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической ло¬гики — логики высказываний.

име¬нем Галена названа 4-я фигура категорического силлогизма;

сочинения Боэция которого длительное время служили ос¬новными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561—1626) Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло¬гику Аристотеля

Разработка ин¬дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо¬мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо¬тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю¬щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с крити¬кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724—1804) и многие другие западно-европей¬ские философы и ученые.

Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.Радищев (1749—1802), Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе¬ний русские логики М.И. Карийский (1804—1917) и Л.В. Рутков-ский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отно¬шений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода¬ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.

В-4

В-5

§ 1. Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми¬руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существен¬ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ¬ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при¬знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп¬ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно¬жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту¬дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо¬мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы¬вается универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди¬ничный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со¬держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ¬емом, и наоборот.

В-6

§ 3. Виды понятий

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб¬страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель¬ные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую¬щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест¬во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен¬тов, называется нерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Поня¬тия, в которых мыслятся признаки некоторой

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»