Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логика /

Логика - популярное пособие с задачами



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет логики и ее значение... . 3

Глава I. Понятие ,.,.. .— 6

§ 1. Общая характеристика понятия 6

§ 2. Виды понятии , 9

§ 3. Отношения между понятиями 13

§ 4. Определение понятий 18

§ 5. Деление понятии 23

Глава II. Суждение ... ., ..29

§ 1. Общин характеристика суждения 29

§ 2 Простые суждении , 32

§ 3. Сложные суждения ., 38

§ 4. Модальность суждений 44

Глава III. Умозаключение 48

§ 1. Общая характеристика умозаключения 48

§ 2. Непосредственные умозаключения 50

§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями 53

§ 4. Категорический силлогизм 55

§ 5. Умозаключения из сложных суждений 60

§ 6. Индуктивные умозаключения 66

§ 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей 71

§ 8. Умозаключение но аналогии 74

Глава IV. Основные законы логики 78

§ 1. Общая характеристика логических законов ,.78

§ 2. Закон тождества 79

§ 3. Закон противоречия 83

§ 4. Закон исключенного третьего , 86

§ 5. Закон достаточного основания 89

Глава V. Основы теории аргументации •— * • 93

§ 1. Доказательство 93

§ 2. Виды доказательства VH^. w , 98

§ 3. О проведение -д ; 101

Глава VI. Занимательная логика * 104

ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение

Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рас¬суждение, разум. Однако вопросом о том, как человек поз¬нает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной де¬ятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика фи¬лософского, психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.

Философия рассматривает познание как диалектичес¬кий процесс отражения действительности в сознании лю¬дей. Он осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления, Чувственное познание позволяет нам отражать отдельные предметы и их свойства в виде ощущений, восприятий и представлений. Например, покупая какой-либо товар, мы оцениваем его вкусовые и обонятельные качества, прики¬дываем, радует ли он наш глаз и т. и. Логическое познание, существующее в форме понятий, суждений и умозаключе¬ний, позволяет нам проникать в глубинные структуры ве¬щей и явлений. С его помощью мы даем название покупае¬мому товару, судим о цене и целесообразности покупки. Если философия дает нам общее представление о ступенях, этапах познания, то логика занимается преимущественно логической ступенью. В центре ее внимания понятия, суждения и умозаключения как важнейшие инструменты мыслительной деятельности людей. Если философия оде-нивает результативность познания с помощью понятия ис¬тина, то логика рассматривает вышеназванные формы кпк способы получения истинного знания. Если философия интересуется наиболее общими законами природы, общес¬тва и мышления, то предметом логики являются те законы

мышления, которые фиксируют определенную повторяе¬мость в структуре всех человеческих рассуждений и умозак¬лючений.

Сопоставление физиологии высшей нервной деятель¬ности с логикой показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат (основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления. Сравнение с психо¬логией убеждает нас в том, что психологическую науку ин¬тересует происхождение мышления, особенности протека¬ния мыслительных процессов у разных типов личности, связь мышления с предметной деятельностью и, разумеет¬ся, многообразие чувственных граней отражения мира, а логика уделяет внимание относительно неизменным нор¬мам мыслительного процесса, независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.

Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. Еще проще: логика есть наука о формах и законах правильного мышления.

Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика, диалектическая логика и фор¬мальная, которую принято делить на традиционную и ма¬тематическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию логики», т. е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий. Диалектической логикой име¬нуют тот раздел логики, который рассматривает основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании и т. п. Формальная логика, которой мы уделим преимущественное внимание, рассматривает относительно устойчивые формы мышления и законы их построения. Первой ступенью формальной логики является традицион¬ная логика, изучающая общечеловеческие законы правиль¬ного построения мыслей. Второй ступенью формальной ло¬гики является математическая логика, использующая ма¬тематические методы и специальный аппарат символов.

Представление о предмете логики может быть расшире¬но за счет знакомства с основными проблемами, изучае¬мыми в соответствующих разделах логического знания. Так, например, традиционная логика включает в себя уче¬ние о понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию аргументации и опровержения,

раздел, посвященный логическим ошибкам, индуктивную логику, деонтическую, действий, отношений и др. Матема¬тическая логика уделяет внимание логике исчислений, по¬роговой, многозначной, временной, модальной, конструк¬тивной, комбинаторной, мажоритарной и др.

Использование логических приемов осуществляется большинством людей стихийно, как бы неосознанно. По¬добно персонажу Мольера, который был удивлен, обнару¬жив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умо¬заключений. Однако куда лучше, если мы познаем основ¬ные инструменты мыслительной деятельности заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем искусством полемики до ведения переговоров или выступления в судебном заседании. И если, как сказал Т. Эдисон, важнейшая задача цивилизации — научить чело¬века мыслить, то лучшего средства для развития культуры мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя... Конечно, логика — это азбука мышления, начатки интеллектуальной культуры человека. Но без нее абсолютно невозможно восхождение к увлекательным вер¬шинам человеческого духа. Сознательное использование законов логики дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает нам добиваться своих жизненных целей с упорством и последователь¬ностью человека, знающего, чего он хочет.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»