Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логистика /

Логистика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе¬циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в авто¬машинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физи¬ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно¬мерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы — грузы перевозимые наливом в цистер¬нах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняют¬ся с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков пред¬ставлена на рис. 14.

Рис. 14. Классификация материальных потоков

3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Как отмечалось, материальный поток образуется в результа¬те совокупности определенных действий с материальными объ¬ектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается дей¬ствиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо прини¬мать, обрабатывать и передавать информацию, соответствую¬щую этому потоку. Выполняемые при этом действия также от¬носятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокуп¬ность действий, направленных на преобразование материаль¬ного и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком мож¬но отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплекта¬цию, складирование, упаковку и другие операции. Логистиче¬ские операции с информационным потоком — это, как отмеча¬лось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на вы¬полнение логистических операций с информационными потока¬ми составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным пото¬ком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логи¬стической системы. Это объясняется имеющим место перехо¬дом права собственности на товар и переходом страховых рис¬ков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Классификация логистических операций приведена на рис.15.

Рис. 15. Классификация логистических операций

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производ¬ства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, вы¬полняемые в процессе «общения логистической системы с внеш¬ним миром», относят к категории внешних логистических опе-

раций. Логистические операции, выполняемые внутри логисти¬ческой системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обес¬печивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические си¬стемы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по от¬ношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре приведено следующее опреде¬ление понятия «система»: «Система (от греч. — целое, соста¬вленное из частей; соединение) — множество элементов, находя¬щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре¬деленную целостность, единство».

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза логи¬стических систем оно не удовлетворяет. Для более точного опре¬деления понятия «система» воспользуемся следующим приемом.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. То¬гда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объ¬ект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен обла¬дать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существу¬ют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладаю¬щие потенциальной способностью образования системы. Элемен¬ты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы име¬ются существенные связи, которые с закономерной необходимо¬стью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре¬дой, так как в противном случае система не сможет существо¬вать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает воз¬можность ее создания. Для появления системы необходимо сфор¬мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си¬стеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обык¬новенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элемен¬тов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе:

между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свя¬зать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не бы¬ли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества,

которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как ав¬томобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность вза¬имосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются система¬ми.

4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Продвижение материальных потоков осуществляется квали¬фицированным персоналом с помощью разнообразной техники:

транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени под¬готовленности к нему, самих движущихся и периодически на¬капливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место ма¬териальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности от¬дельных элементов (различных предприятий или же подразде¬лений одного предприятия — см. § 1.3).

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо¬ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованно¬сти входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рас¬смотренных в предыдущем параграфе.

Первое свойство (целостность и членимость) - систе¬ма есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элемен¬ты можно осуществлять по-разному. Па макроуровне при прохо¬ждении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предпри¬ятия, а также связывающий их транспорт (рис. 16).

Рис. 16. Принципиальная схема макрологистической системы

На микроуровне логистическая система может быть предста¬влена в виде следующих основных подсистем*:

ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступле¬ние материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных тех¬нологических операций, превращающих предмет труда в про¬дукт труда.

СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие мате¬риального потока из логистической системы (рис. 17).

Рис. 17. Принципиальная схема микрологистической системы

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»