←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
прохождения материального потока по территории района, обла¬сти, страны, материка или всего земного шара.
3.3. Логистические каналы и логистические цепи
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю (рис. 3.2.).
Рис. 3.2. Варианты поступления материального потока в систему потребления
Во всех случаях материальный поток поступает в по¬требление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Потребление непроизводственное — это текущее использова¬ние общественного продукта на. личное потребление и потребле¬ние населения в учреждениях и предприятиях непроизводствен¬ной сферы.
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, матери¬альный поток попадает в сферу непроизводственного потребле¬ния.
Логистическая цепь может завершаться и производствен¬ным потреблением. Например, движение энергоносителей. По¬ток угля, направляемый из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или про¬мышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться по¬ток орудий труда, например, изготовленных на машинострои¬тельном заводе станков.
К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном цен¬тре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На ста¬дии движения продукции производственно-технического назна¬чения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии това¬родвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или ина¬че — каналом распределения.
Логистический канал — это ча¬стично упорядоченное множество различных посредников, осу¬ществляющих доведение материального потока от конкрет¬ного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, по¬ка не сделан выбор конкретных участников процесса продвиже¬ния материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 3.3.).
Рис. 3.3. Преобразование логистического канала в логистическую цепь:
а) логистический канал,
б) логистическая цепь
Условные обозначения:
T1 ... Tn – множество транспортно-экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров;
Д1 ... Дm – множество дистрибьюторов.
Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким обра¬зом, отказ от непосредственной работы с потребителем, являет¬ся выбором канала распределения. Выбор же конкретной агент¬ской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщи¬ка и так далее - это выбор логистической цепи.
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников ло¬гистического процесса, осуществляющих логистические опе¬рации по доведению внешнего .материального потока от одной. логистической системы до другой.
На уровне макрологистики логистические каналы и логисти¬ческие цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В ло¬гистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логи¬стической цепи — выбор конкретного дистрибьютора, перевоз¬чика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.
Некоторые варианты каналов распределения товаров народ¬ного потребления приведены на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления
Возможность выбора логистического канала является суще¬ственным резервом повышения эффективности логистических процессов.
Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных цен¬тров попадают в конечное потребление (рис. 3.5.).
Рис. 3.5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления (ТНП)
На данной схеме изображены два производства (А и В), вы¬пускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределе¬ния. Например, из производства А товар может попасть к ко¬нечному потребителю по одному из следующих четырех марш¬рутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5.
Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потре¬бителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара воз¬растет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет по¬купать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что скорее всего для него неприемлемо.
Второй маршрут (1-6) неудобен по тем же причинам. Рас¬пределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие пар¬тии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассор¬тимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот по¬средник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю.
Таким образом, канал 1-7-5 обеспечи¬вает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, то есть стоимость товара будет наиболее вы¬сокой.
Необходимым условием возможности выбора канала распре¬деления, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне, является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логистической цепи, возможна лишь при наличии на то¬варном рынке большого количества предприятий, осуществляю¬щих функцию опта.
Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.
Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей. информационные сети — делать возможным быстрый обмен ин¬формацией, финансовая система — обеспечивать быстрое прохо¬ждение финансовых средств.
Решение перечисленных задач является и функцией государ¬ства, которое должно создать условия, способствующие разви¬тию и оптимизации систем распределения материальных пото¬ков.
3.4. Логистика и маркетинг
Маркетинг представляет собой систему управления, позво¬ляющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров. Главное звено в цепи воспроизводственного процесса, на котором товары на¬ходятся в сфере внимания маркетинга — это звено Т1 — Д1 (см. рис. 3.1.)
Распределительная логистика изучает движение ма¬териальных потоков и осуществляет управление ими на этом же участке. Отличие заключается в том, что данный участок для маркетинга является приоритетным, в то время, как для логистики распределение рассматривается как составная часть более общего процесса — управления сквозным материальным потоком.
Следует сказать, что на протяжении последних 25 лет взаимодействие маркетинга и логистики явно недооценивалось.
Только в последние годы предпринимательские круги западноевропейских стран обратили внимание на необходимость устранения такого положения дел, при котором логистика и марке¬тинг развивались изолировано и использовались предпринимателя¬ми лишь частично, когда из целостной системы выхватывались те или иные элементы, необходимые для решения практических задач текущего дня.
В середине XX века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и примене¬ние маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на, спрос оказались решающим фактором повышения конкуренто¬способности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а, во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинго¬вых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетин¬га уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевре¬менно удовлетворяться посредством
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|