←предыдущая следующая→
1 2
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ 5
1.1. Разгрузка и приемка грузов 7
1.2. Внутрискладская транспортировка 7
1.3. Складирование и хранение 8
1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка 8
1.5. Транспортировка и экспедиция заказов 9
1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей 10
1.7. Информационное обслуживание склада 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще¬ствленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад — это сложное техническое со¬оружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функ¬ций по преобразованию материальных потоков, а также накапли¬ванию, переработке и распределению грузов между потребителя¬ми. При этом возможное многообразие параметров, технологичес¬ких и объемно-планировочных решений, конструкций оборудова¬ния и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перера¬батываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует ос¬новные и технические требования к складской системе, устанавли¬вает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функ¬ций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взя¬том случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следу¬ющим основным принципом: лишь индивидуальное решение с уче¬том всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Пред¬посылкой этого является четкое определение функциональных за¬дач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить бла¬горазумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, свя¬занное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых техни¬ческих возможностей на рынке.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку тре¬бует полной согласованности функций снабжения запасами, пере¬работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об¬ласти, рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический
процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю¬чает (рис.1):
-снабжение запасами,
- контроль за поставками,
- разгрузку и приемку грузов,
- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,
- складирование и хранение грузов,
- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку, - транспортировку и экспедицию заказов,
- сбор и доставку порожних товароносителей,
- контроль за выполнением заказов,
- информационное обслуживание склада,
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та¬кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и
его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста¬вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про¬даж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак¬симальное использование имеющегося объемам склада и необходи¬мые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
1.1. Разгрузка и приемка грузов
При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав¬ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан¬ное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходи¬мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ¬ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
— разгрузку транспортных средств,
— контроль документального и физического соответствия зака¬зов поставки,
— документальное оформление прибывшего груза через инфор¬мационную систему,
— формирование складской грузовой единицы.
1.2. Внутрискладская транспортировка
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс¬портных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по¬вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
1.3. Складирование и хранение
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова¬ния — эффективное использование объема зоны хранения. Предпо¬сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Обору¬дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос¬тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъ¬емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра¬нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора
места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а) закладку груза на хранение,
б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус¬ловий,
в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ¬ствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
а) получение заказа клиента (отборочный лист),
б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в
соответствии с его заказом,
г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),
д) документальное оформление подготовленного заказа и кон¬троль за подготовкой заказа,
е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле¬ние транспортных накладных,
ж) отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне ком¬плектации. Подготовка и оформление документации осуществляет¬ся через информационную систему. Адресная система хранения поз¬воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает
←предыдущая следующая→
1 2
|
|