←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Рассмотрим влияние логистики на развитие рыночных отношений.
Требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.
Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.
Существенное значение приобретает при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль принадлежит в логистике оптимизационным решениям, например, по нормированию поставки продукции, формированию хозяйственных связей.
Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.
Значение логистических функций возросло в связи с развитием оптовой торговли средствами производства и появлением разветвленной сети посреднических организаций, когда стало особенно актуальным обслуживание потребителей в комплексе, с предоставлением им услуг производственного, транспортно-экспедиционного, информационного характера. Эффективное выполнение посредническими организациями своих функций по обслуживанию потребителей, в том числе транспортно-экспедиционного характера, требует более тесного взаимодействия их с транспортными предприятиями. И те и другие заинтересованы теперь в повышении качества оказываемых услуг, в обеспечении потребителей продукцией по их заказам не только в необходимом ассортименте, но и в требуемые сроки и в доставке ее экономичными видами транспорта.
Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.
В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.
Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, осуществляющие финансово-экономическое регулирование, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы – носители экономических интересов и пользователи методических рекомендаций в области логистической деятельности. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции (постольку, поскольку службы материально0технического обеспечения и сбыта определяют объемы, направления перевозки, ее сроки и виды транспорта, осуществляющего перевозку); процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.
Методы и формы деятельности, которые должны быть свойственны комплексному управлению товародвижением, включают:
- сочетание, объединение функций формирования хозяйственных связей с функциями определения потребности в перевозках продукции;
- координацию оперативного управления поставками и перевозками продукции;
- интеграцию управления товародвижением через места складирования для комплексного использования складов, принадлежащих снабженческо-сбытовым, транспортным организациям и предприятиям различных отраслей;
- учет совокупных затрат на перемещение продукции, экономической заинтересованности как транспортных, так и коммерческо-посреднических организаций и обслуживаемых ими предприятий в повышении эффективности передвижения продукции;
- развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрацию в соответствующих структурных подразделениях.
Совокупность форм, методов и средств комплексного управления движением продукции составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения рыночной системы.
1.1. Пример классического и системного подходов к
организации материального потока
Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны¬ми товарами со складов оптовой базы. Участники этого процес¬са: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае¬мых продовольственных магазинов.
Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Пер¬вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто¬рой — «централизованная доставка».
Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при¬знаками:
- отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное ис¬пользование транспорта. Магазины самостоятельно договарива¬ются с транспортными организациями и, получив машину, при¬езжают по мере необходимости на базу за товаром;
- на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;
- ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре¬бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;
- возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.
Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.
Очевидно, что здесь имеет место классический способ фор¬мирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, са¬мостоятельно сформированные подсистемы:
- подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;
- подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
- подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.
Эти подсистемы соединены между собой, в значительной сте¬пени механически. Однако, несмотря на это, в делом, они обра¬зуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи :
Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:
- участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материаль¬ного потока;
- исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях, участниках логистического процесса корректиру¬ются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
- разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде¬ляются рациональные размеры партий поставок и частота заво¬за;
- разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
- создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи¬ровать совокупный материальный поток.
Анализ характерных признаков второго варианта органи¬зации материального потока показывает, что для централизо¬ванной доставки товаров участники логистическою процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного ма¬териального потока. Изучаются требования, которым он дол¬жен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Та¬ким образом, вариант 2 является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечиваю¬щей прохождение совокупного материального потока по це¬пи:
Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети позволя¬ет:
— повысить степень использования материально-техниче¬ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;
— оптимизировать товарные запасы у всех участников логи¬стического процесса;
— повысить качество и уровень логистического
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|