Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Логистика /

Экономическое и организационное обеспечение логистического управления товародвижения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


центры, менялись схемы размещения складов. Тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения унифицировались, что позволяло использовать автоматические системы считывания и адресования грузов. Увеличение объемов материальных потоков в международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной детализации правил и норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации инвестиций в создание межнациональной логистической инфраструктуры.

Совокупность работ по проблемам логистики могла бы составить самостоятельное направление в исследованиях нескольких институтов. Предметом их должны быть материалопотоки либо отдельных видов продукции, либо в отдельных регионах, либо некоторые функции логистического управления.

Перспективы развития логистики как научно-практического направления в экономической жизни обусловлены также возможностями обмена опыта отечественных ученых между собой и изучением работ зарубежных специалистов, активно занятых разработкой и внедрением форм и методов современной логистики.

3. Организация управления товародвижением

Особенность складывающейся ситуации в современных условиях заключается в том, что оптимальные результаты субъектами товарного производства, обмена и потребления могут быть достигнуты лишь в случае реализации логистического подхода - рассмотрения и реализации различных стадий товародвижения в рамках единой системы. Действительно, коммерческий успех любого предприятия, компании, фирмы в существенной мере зависит от состояния развития торговли, торговой инфраструктуры, от того, насколько рационально организовано товародвижение, система распределения, движения продукции в сфере обращения. Логистический подход гарантирует системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек и т.п., обеспечивает более точную увязку процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения потоков экономических ресурсов в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Подход к объектам товародвижения как к системам выражает главную особенность концепции логистики. Специфика торговой деятельности рассматривается с использованием понятия связности, позволяющего выявить отношения экономического подчинения, обмена деятельностью или договорных отношений между субъектами - участниками логистического процесса.

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это — задачи про¬гнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и напра¬влений материальных потоков, задачи организации складирова¬ния, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потре¬бляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользую¬щихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред¬приятия и организации:

— транспортные предприятия общего пользования, различ¬ные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— коммерческо-посреднические организации;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук¬ции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются ма¬териальные потоки, непосредственно осуществляется и контро¬лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про¬цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород¬ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу¬юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде¬ленную цель. Логистическая функция —- это укрупненная груп¬па логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля¬ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп¬ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни¬ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение

между различными участниками логистического процесса

Название логистической функции Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма Предприятия оптовой торговли Коммерческо-посреднические организации Склады готовой продукции предприятий-изготовителей

1 2 3 4 5

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация Х Х Х

1 2 3 4 5

Определение объемов и направлений материальных потоков Х Х

Прогнозные оценки потребности в перевозках Х Х Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства Х Х

Управление запасами в сфере обращения Х Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения Х

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров* Х Х

Управление складскими операциями** Х Х

*Под операциями, непосредственно предшествующими и завершающими перевозку товаров, продразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

**Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.д.

Отметим две характерные особенности приведенного ком¬плекса логистических функций:

- все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напра¬влены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функ¬ций является степень достижения конечной цели логистиче¬ской деятельности, выраженной шестью правилами логисти¬ки.

Рассмотрим теперь более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потока¬ми между различными подразделениями отдельного предприя¬тия.

Планирование, управление, контроль и осуществление логи¬стической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно под¬разделение производственного предприятия занимается закупка¬ми материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбы¬том готовой продукции. При этом цели этих подразделений за¬частую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предпри¬ятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистиче¬ской службы, которая должна управлять материальным пото¬ком, начиная от формирования договорных отношений с по¬ставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продук¬ции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с дру¬гими службами предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетин¬гом. Выделим следующие задачи, решаемые на производствен¬ном предприятии службой маркетинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специ¬ализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетин¬га без участия службы логистики, то задачи 3 и 4-я должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость вы¬пуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логисти¬ки будет обеспечение производства сырьем, управление запаса¬ми, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продук¬ции.

Решая задачу 4-ю, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сер¬виса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реа¬лизации стратегии маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что, во-первых, производство должно регулярно выдавать готовые из¬делия, т. е. давать объемы работ для сбытовой логистики. Во-вторых, производство зависит от заготовительной логистики, т. е. от своевременной доставки сырья, материалов, комплекту¬ющих

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»