Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Масс-медиа и реклама /

Взаимодействие СМИ и аудитории

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


телевизионной ин¬формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), спо¬собствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прес¬сы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомле¬ния со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте¬ния» — после первичного ознакомления оставить материал для вни¬мательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благо¬даря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «из¬влечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Прав¬да, можно использовать переносной и снабженный наушниками радио¬приемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возни¬кают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свобо¬ды при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы¬пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе¬риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информа¬цией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвито¬сти аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с труд¬ностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информиро¬вания. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во време¬ни между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и полу¬чением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распрост¬раняемой по всей стране. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновре¬менно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в свя¬зи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудито¬рии получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникатив¬ного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размеще¬ния материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким образом объекты и ха¬рактер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио и телевидением они должны максимально учитываться журналиста¬ми, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизиро¬вать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает воз¬можность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксиро¬ванной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации — самая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соот¬ветствует особенностям различных жизненных циклов — дневного, не¬дельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен стра¬ниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные чер¬но-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. Это разнообразие возможностей должно быть максимально востребовано в творчестве.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наи¬более характерной его чертой является то, что носителем информа¬ции в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Ра¬диосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществ¬ляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем по¬лучение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозмож¬но в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре¬чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини¬мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно созда¬вать полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность переда¬вать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценичес¬кого действия, музыкальных произведений. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошед¬шие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви¬дение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позво¬ляет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позво¬ляет сделать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение — подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать воз¬можность «чистого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не от¬влекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» свое¬го внимания к звуку с тем, что его сопровождает. В этом смысле суще¬ствует большая разница между прослушиванием концерта классичес¬кой музыки по радио и «слушанием—смотрением» его по телевиде¬нию (ведь в первом случае мы воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором — становимся очевидцами того, «как де¬лается» произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельны¬ми оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию зритель¬ного зала и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприя¬тии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем са¬мым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «моно¬полия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, — это активизация воображения слушателей, позволяю¬щая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произве¬дений и передача литературно- музыкальных композиций не принуж¬дают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художе¬ственного произведения (хотя актер или ведущий некоторым обра¬зом «задает рамки» слушательской фантазии).

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—пе¬редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притон в том же порядке

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»