←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
я
остался! Я остался!.." {Р-54, р. 264.}
Наступили тоскливые месяцы шарлевильского прозябания. Коллеж был
закрыт, к школьной премудрости не тянуло. Единственным спасением была
городская библиотека. Творчество поэта будто иссякло: с ноября по март он
почти ничего не писал. Правда, в месяцы депрессии и безмолвия он вынашивал
ядовитые буйные стихотворения, серия которых сразу вышла из-под его пера
весной 1871 г.
По отзвукам в творчестве Рембо и из свидетельств его друзей ясно, что
от щемящей тоски и ощущения социального тупика Рембо спасался, запоем читая
редкие книги по оккультным наукам и магии (тут-то пригодилось свободное
владение латынью), но главным предметом читательского пыла Рембо стала
социалистическая литература - Бабеф, Сен-Симон, Фурье, Мишле, Луи Блан,
Прудон. Кроме того, по свидетельству Эрнеста Делаэ, Рембо усердно читал
произведения писателей-реалистов - Шанфлери, Флобера, Диккенса, ревностно
следил за развитием "литературы наблюдения". Приводя слова Рембо, Делаэ
пишет, что он любил ее "за мужественно честный реализм, не пессимизм нужен,
утверждал он, ибо пессимисты - это слабые духом. Искание реального - это
подлинный оптимизм Это здоровый и свитой жанр... Уметь виден, и наблюдать в
непосредственной близости, точно и бесстрашно описывать современную
общественною жизнь и ту ломку, которую она заставляет претерпевать
человеческое существо, пороки и несчастья, которые она навязывает. Хорошо
знать предрассудки, смешные стороны, заблуждения, в общем, знать зло, чтобы
приблизить час его уничтожения" {Delahaye E. Op. cit., p. 60.}.
Об руку с реальным романом для Рембо шел Бодлер. Многих философских и
эстетических идей Бодлера Рембо не воспринимал, но в его поэзии Рембо влекли
упорное стремление изобразить зло современной жизни и идущая из глубины души
ненависть к этому злу. В "Цветах Зла" Рембо привлекал поэт "Парижских
картин" и "Мятежа".
Конечно, решения проблемы трагической для Франции зимы не могли
обеспечить и уроки большой литературы. Энтузиазм, вызванный свержением
Наполеона III, заслуживавшего, по словам поэта, каторги, должен был
смениться разочарованием. Не только Рембо, но и большинство французских
демократов той поры были сбиты с толку последовавшим за свержением империи
политическим развитием, которое вело Францию к национальному унижению и
реакции. Нелегко было вскрыть, как это сделал Маркс, ту социальную механику,
согласно которой буржуазное "правительство национальной обороны", едва ему
стало понятно, что "вооружить Париж значило вооружить революцию", не
колеблясь ни минуты в выборе "между национальным долгом и классовыми
интересами", ("превратилось в правительство национальной измены" {Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 17, с. 321-322.}.
III. Рембо и Парижская коммуна
Внутренний кризис, невозможность разобраться в том, что происходит в
стране, в конце концов вызывают у Рембо деятельную реакцию. Он хочет понять,
что все же происходит, бросается туда, где совершаются решающие события. В
результате - третий побег. Рембо, продав часы, покупает билет и 25 февраля
1871 г. вновь оказывается в Париже. Поэт оставался там до 10 марта.
Возвратился в Шарлевиль Рембо пешком. У пруссаков его мальчишеский облик не
возбуждал подозрений, а крестьяне тогда охотно принимали молодых людей,
спасавшихся от плена или пробиравшихся в свои части и в отряды вольных
стрелков. Точные даты пребывания Рембо в Париже подтверждаются письмом к
Полю Демени от 17 апреля, где Рембо делится впечатлениями о поэтических и
политических новинках Парижа "между 25 февраля и 10 марта". В поэзии это
главным образом произведения, посвященные обороне от пруссаков, в том числе
стихи Леконт де Лиля и молодого революционно настроенного поэта Альбера
Глатиньи. В политической жизни Рембо проницательно отмечает газету "Кри дю
пепль" и журналистов Валлеса и Вермерша. Парижскую коммуну, как известно,
никто сознательно не готовил, но если называть журналистов, создававших ту
политическую атмосферу, в которой Коммуна стала возможной, то Валлес и
Вермерш будут в числе первых.
Что Рембо делал в Париже и на какие средства он продержался там две
зимние недели, неясно.
Не в этот ли раз ему удалось записаться в национальную гвардию или хотя
бы пожить при части в ожидании официального оформления; сделал ли он это
через полтора месяца, уже при Коммуне? Не исключено, что такие попытки имели
место и во время третьего, и во время четвертого побегов.
Стихотворение, озаглавленное "Украденное сердце" или "Истерзанное
сердце", не дает внятного ответа на этот вопрос, но расставляет силки тем
ученым, которые хотели бы оспорить службу Рембо в войсках Коммуны. Им
хочется доказать сразу и то, что "Украденное сердце" отражает душевную боль,
испытанную подростком в обстановке грубого быта солдатской казармы
гвардейцев Коммуны, и то, что Рембо вообще не был в Париже при Коммуне.
"Украденное сердце" составляет одно из звеньев в серии стихотворений
весны 1871 г., на которых лежит отпечаток кризиса, пережитого поэтом до
Коммуны, и саркастической издевки, которой он подверг своих врагов,
почувствовав опору в Коммуне. Едва читатель обратится к таким вещам, как
"Сидящие", "Вечерняя молитва", "Мои возлюбленные малютки", "На корточках",
как сразу увидит, что это отчаянно злые, порой циничные стихи. Они в
необыкновенно смелых и неожиданных образах клеймят уродства жизни, и в них
не почувствуешь стремления к идеалу. Негодуя по поводу уродливо сросшихся со
стульями библиотекарей-чиновников или грязного быта монаха, Рембо
противопоставляет изяществу парнасских стихов намеренную грубость образов и
языка.
Со стихотворения "Сидящие" во многих произведениях Рембо план выражения
играет все большую, с первого взгляда даже самодовлеющую, роль. Однако на
самом деле он создает иными, более метафоризированными средствами
содержание, которое врезается в память глубже, чем если бы оно было в
большей степени выражено рассудочным смыслом слов и конструкции.
В плане выражения наблюдается "перехват", но этот "перехват" не просто
избыточен. Пусть те шарлевильские сидни не стоили такого пафоса; пусть
идеализация девочек, за которыми Рембо полгода назад собирался ухаживать, не
заслуживала столь резкого осуждения, которое содержится в языке и тоне
стихотворения "Мои возлюбленные малютки"; - пусть даже брат Милотус -
Калотус не стоил пыла словосочетаний, его уничтожавших ("На корточках"), -
поэтическая энергия Рембо не пропадает даром. Она пошла на то, чтобы
породить - на век вперед - поэзию повышенной, эстетически-внутренней,
разжигаемой планом выражения экспрессии. Поэтическая энергия Рембо пошла на
то, чтобы дать импульс литературным явлениям, в которых в конце концов перо
могло быть приравнено к штыку.
Рембо обогащает и усложняет язык, вводит разговорные обороты,
вульгаризмы, диалектные слова, иногда в произвольном смешении с книжными
научными терминами и искусственно образованными латинизмами. Стремясь к
резкости и острой выразительности отдельных, порой отвратительных, черт
изображаемого, он в соответствующих случаях будто играет на расстроенном
фортепьяно - нарушает ритм александрийских стихов и прибегает к частым
переносам - "анжамбманам" из одного стиха в другой. Например, в
стихотворении "На корточках", которое исполнено антиклерикального пыла и
рисует нравственное и физическое уродство обжирающегося до сонной одури
монаха и которое выделяется намеренной грубостью образов, из 35 стихов 16 не
строго правильны.
Не менее, чем стихотворение "На корточках", сонет "Вечерняя молитва"
был для тех лет произведением скандальным - своей хулигански обостренной
арелигиозностью. Сонет, как и другие вещи Рембо этого периода (независимо от
того, были ли они приемлемы с точки зрения "хорошего вкуса"), был объективно
направлен вперед по течению французской поэзии XX в. и устранял различия
между поэтом и непоэтом; сонет предварял моду на примитив, т. е. те
тенденции, которые после Руссо
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
|
|