Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Возрождение в Германии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Возрождение в Германии и Нидерландах

Общая характеристика Германии в XVI в.

Вторая половина XV и начало XVI в. являются в истории Германии временем значительного экономического подъема, обусловленного начинающимся развитием буржуазных отношений внутри феодального общества. В городах растут цеховая промышленность и торговля, успешно развивается горное дело, южнонемецкие города становятся крупными центрами торгового и финансового капитала. Тем не менее экономическое развитие Германии отстает от передовых стран Запада – Италии, Франции, Нидерландов.

Подъем общественного развития вызывает к началу XVI в. резкое обострение социальных противоречий. Если крупные князья укрепляли свою власть за счет императора, то низшее дворянство разорялось и теряло свою политическую самостоятельность. Внутри городов усиливалась борьба между стоящим у власти городским патрициатом, состоявших из знатных родов и богатого купечества, и цеховыми ремесленниками, а внутри цехов – между мастерам, с одной стороны, и подмастерьями и учениками – с другой. Первые постепенно превращаются в хозяев ремесленного предприятия, вторые – в эксплуатируемых работников, не имеющих надежды когда-либо сделаться самостоятельными хозяевами. За пределами городских корпораций остаются все более многочисленные плебейские элементы, нередко лишенные даже права гражданства, -- чернорабочие, поденщики и деклассированные, принимающие активное участие во всех городских революциях. В среде духовенства, этой профессиональной интеллигенции средневековья, также замечается расслоение: высокие сановники феодальной церкви – духовные князья, епископы, аббаты – по своим материальным интересам тесно связаны со светской феодальной аристократией, тогда как сельские и городские священники, будучи зачастую выходцами их рядов бюргерства или плебейства, непосредственно связанные с народными массами, нередко возглавляют оппозиционные и революционные движения, направленные против существующего общественного строя и официальной церкви как его идеологической опоры. Наконец, основой всего феодального общества остается крепостное или зависимое крестьянство – предмет эксплуатации всех имущих классов. Рост феодальной эксплуатации в конце XV и в начале XVI в. вызывает целый ряд крестьянских восстаний, завершением которых явилась Великая крестьянская война 1524 – 1525 гг. Крестьянство становится главной движущей силой революционного движения эпохи Реформации.

Подъем городов и развитие городской культуры во второй половине XV в. являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Но гуманизм не породил в Германии, как в передовых странах Западной Европы, большой национальной литературы. Немецким гуманистам чужд идеал всестороннего развития сильной человеческой личности, новой светской культуры. В центре интереса немецких гуманистов стоит изучение латинских и греческих классиков, раскрывающие тот новый мир античности. Немецкие гуманисты, в отличие от итальянских, усердно занимаются вопросами богословия, в которое вносят критическое свободомыслие и новые методы филологической и исторической интерпретации текста "священных книг", подрывая тем самым догматические основы церковного вероучения.

Главными центрами гуманизма в Германии были южнонемецкие города (Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.), связанные с Италией торговыми и культурными сношениями. Первые немецкие гуманисты были прямыми учениками итальянцев, но и впоследствии для передового человека эпохи Возрождения оставалось обязательным паломничество в Италию, к источникам новой, гуманистической науки и культуры. Большую роль в развитии ученого гуманизма сыграли немецкие университеты, число которых на протяжении XV и начала XVI в. непрерывно увеличивается. Благодаря старанию гуманистов в университетах учреждаются новые кафедры поэтики и риторики, комментируются латинские и греческие классики; сочинения греческих классиков переводятся на латинский язык, работы латинских и итальянских авторов появляются в немецких переводах. Весьма важную роль в развитии гуманизма сыграли учебные общества и кружки, возникшие в крупных центрах гуманистической образованности. Среди них в начале XVI в. выделяется кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом; к этому кружку одно время принадлежал Ульрих фон Гуттен.

Литература немецкого гуманизма написана большей частью на латинском языке. В этом предпочтении латинского языка народному сказался не только характерный для эпохи культ древности, но также обособленность интеллектуальных интересов гуманистов от жизни и духовных потребностей широких масс.

Разнообразная неолатинская литература немецких гуманистов ориентируется на образцы древних и на латинскую поэзию итальянских гуманистов XV в. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры, в которых высмеиваются пороки современного общества, в особенности духовенства, -- комедия, сатирический диалог по образцу греческого сатирика Лукиана, памфлеты и пародии.

Гуманизм в Нидерландах.

В отличие от Германии Нидерланды благодаря своему благоприятному положению на стыке торговых путей из Северного моря в среднюю и южную Европу уже в средние века, как и Италия, являются в экономическом отношении одним их передовых участков Европейского континента. В XIII – XIV вв. города Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент и др.) становятся крупными центрами текстильной промышленности и торговли и пользуются широким политическим самоуправлением.

Раннее буржуазное развитие Нидерландов является основой политического обособления и национальной консолидации страны. Война за освобождение Нидерландов, эта первая буржуазная революция нового времени (1572 – 1579), заканчивается после героической и кровавой борьбы освобождением лишь северной части "объединенных провинций" – нынешней Голландии, которая, добившись национальной и политический независимости, становится в XVII в. образцовой капиталистической страной.

В XV в. и в первой половине XVI в. в промышленных и торговых городах Нидерландов создаются первые после Италии образцы ренессансного искусства (ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Мемлинг, Лука Лейденский и др.).

Развитие гуманизма в Нидерландах, как и в Германии, почти совпадает по времени с Реформацией. Его первыми представителями были ученые-гуманисты с интернациональными научными интересами и связями – Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и другие. Изучение латинских и греческих классиков сопровождается переводами на нидерландский язык античных писателей (Гомера, Вергилия, Цицерона, комедий Теренция, сатир Горация и др.) Возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма по античным образцам. Так подготавливается почва для блестящего расцвета классицизма в голландской литературе XVII в., оказавшей широкое влияние на подготовку этого направления в других западноевропейских литературах (Питер Гоофт, Иост ван Вондел и др.).

Эразм Роттердамский (1466 – 1536)

Крупнейшим гуманистом начала XVI в. был Эразм Роттердамский. Уроженец богатого торгового города Роттердама, голландец по происхождению и "гражданин мира" по своим убеждениям, Эразм провел большую часть своей жизни за пределами своей родины в странствованиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с передовыми представителями гуманистической мысли Италии, Англии и Франции. Особенно значительно его влияние было на ученое направление гуманизма, сложившегося в Германии.

Рано оставшись сиротой, Эразм вынужден был поступить в монастырь, где он занимался преимущественно изучением латинских и греческих классиков. Годы, проведенные в монастыре, воспитали в нем ненависть к церковному обскурантизму и средневековой схоластике. Покинув монастырь, он продолжал свое образование в Париже, жил подолгу в Италии, Англии и Франции. В Риме ему покровительствовал просвещенный кардинал Джованни Медичи (будущий папа Лев X), в Англии он был дружен со знаменитым гуманистом Томасом Мором и читал лекции по греческому языку, толкуя Священное Писание на основе филологической критики текста.

Ученые сочинения Эразма, написанные по-латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности. Его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенное значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Филологическая критика священных книг положила начало их историческому объяснению, порывающему с традиционным догматическим отношением к этим книгам как к Божественному Откровению. В этом смысле критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении первоисточников церковного вероучения, и подорвала доверие к их официальному истолкованию.

Тем не менее в годы реформационного движения Эразм не присоединяется к немецким реформаторам, несмотря на то что ранее он неоднократно выступал против "порчи" католической церкви и положил начало попыткам "очистить" первоначальное "евангельское" христианство от позднейших толкований католического богословия. Поклонник светской гуманистической культуры и классической образованности, Эразм сторонится растущего религиозного фанатизма и ожесточения обеих борющихся партий, каждая их которых первоначально надеется найти в нем авторитетного союзника. Однако когда углубление идейной и политической борьбы обнаруживает враждебное отношение лютеранства к гуманизму, он, подобно ряду других гуманистов, становится открытым врагом протестантизма и вступает в полемику с Лютером, против которого (в трактате «О свободе воли», 1524) он защищает духовную независимость человеческой личности.

Из

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»