Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Возрождение в Германии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Из литературных произведений Эразма наибольшее значение имели "Похвала глупости" (1509) и "Домашние беседы" (1518), написанные на латинском языке, как и все прочие сочинения великого гуманиста. "Беседы" представляют собой собрание диалогов нравоучительных и сатирических, серию живых разговоров и сценок, в которых, следуя образцу диалогов Лукиана, Эразм дает сатирическое обозрение различных сторон современной частной и общественной жизни.

Гораздо более обобщенную сатиру на современное общество представляет "Похвала глупости", произведение, составившее славу Эразму как писателю и сразу после своего появления переведенное на многие новоевропейские языки. "Похвала глупости" примыкает к традиции немецкой "литературы о глупцах". Пороки современного общества представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости, обозреваемые в форме шуточного панегирика, "похвального слова", которая госпожа Глупость произносит себе и своим поклонникам.

В этом обозрении Глупость выступает прежде всего в частной жизни – в любовных и супружеских отношениях, в жажде славы и богатства, в чванстве "громкими именами и почетными прозвищами". Далее в свите Глупости перед нами проходят различные сословия и профессии средневекового общества: крючкотворы, умеющие приумножить свои имения, тщеславные поэты, философы, "уважаемые за длинную бороду и широкий плащ", которые, "ничего не зная в действительности, тем не менее воображают себя всезнайками", и др. Особую ненависть вызывают у Эразма купцы: "Но глупее и гаже всех купеческая порода, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем при том мнят себя первыми людьми в мире, потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями". Эразм был современником эпохи первоначального накопления и видел возникновение нового общества, основанного на власти денег. Плутос (бог богатства), по его словам, "есть единственный настоящий отец богов и людей". «От его приговоров зависят войны, мир, государственная власть, советы, суды, народные собрания, браки, договоры, союзы, законы, искусства, игрища, ученые труды, -- короче говоря, все общественные и частные дела смертных».

Не менее сурово обличает Эразм господствующий класс феодального общества – дворян, которые "хоть и не отличаются ничем от последнего прохвоста, однако кичатся благородством своего происхождения", придворных вельмож, которые живут как бездельники, спят до полудня, проводят день в забавах и потехах, "с шутками и девками", за закуской и выпивкой. "Нет ничего раболепнее, пошлее и гнуснее, чем подавляющее большинство их них". Наконец, сам монарх, окруженный раболепным поклонением и почти божественными почестями, изображается Эразмом со всеми своими человеческими слабостями – как "человек, невежественный в законах, едва ли не открытый враг общего блага, преследующий единственно свои личные выгоды, преданный сладострастию, ненавистник учености, истины м свободы, отнюдь не помышляющий о пользе общественной, но все мерящий на аршин собственных своих убытков и вожделений".

Но самые жестокие насмешки Эразма направлены против средневековой церкви, главной идеологической опоры феодального общества. Под именем "суеверов" он высмеивает почитателей икон и святых, из которых "один исцеляет от зубной боли, другой искусно помогает роженицам, третий возвращает награбленное добро" и т. д. "Вся жизнь христиан до краев переполнена безумствами этого рода". Священники поощряют подобное суеверие, потому что оно увеличивает их доходы. Эразм восстает против торговли индульгенциями, которыми церковь соблазняет верующих, обещая им за деньги прощение самых тяжелых грехов, "так, что, ежели угодно, разрешается начинать сызнова весь порочный круг". Он изображает монахов, невежественных, распутных и полных самомнения; "смрадное болото" богословов, погруженных в бесплодные схоластические споры; епископов, которые больше всего заняты собиранием денег и, "как подобает епископам, смотрят в оба",возлагая заботу о своих овцах на Христа. Сам римский первосвященник, отстаивающий кровью и железом, анафемой и интердиктами свою светскую власть и достояние – "поля, города, селения, налоги, пошлины, владельческие права", -- осуждается примером первых учеников Христа, учивших благочестию, кротости и нестяжанию.

Так все человеческое общество превращается в изображении Эразма в царство глупости. "Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое жизнь человеческая, как не забава Глупости?" Только одна природа, не тронутая человеческой цивилизацией, кажется Эразму источником подлинной мудрости и счастья: она одна "никогда не заблуждается, если только мы не попытаемся перешагнуть за положенные человеческой доле границы".

Однако эта критика современного общества не имеет у Эразма революционного характера. Сильный в насмешке и отрицании, он не имеет ясного положительного социального идеала, соответствующего его представлению о природе и человечности, и его философские раздумья о смысле человеческой жизни неизменно заканчиваются иронической резиньяцией мудреца, беспомощного перед нелепостями окружающей его социальной действительности, которая представляется ему, "ежели поглядеть с луны на людскую суматоху", подобной "стае мух или комаров, дерущихся, воюющих, строящих козни, грабящих, обманывающих, развратничающих, рождающихся, падающих, умирающих".

Литература Реформации

Средневековая католическая церковь занимала господствующее положение во всех областях идеологии. Поэтому революционная борьба против феодализма должна была не только привести к конфликту с церковью – наиболее мощным в политическом отношении феодальным учреждением, -- она вместе с тем неизбежно принимала форму богословской ереси, направленной против церковного вероучения.

В Германии начала XVI в. оппозиция против католической церкви имела особенно глубокие корни. Политическая раздробленность Германии с ее многочисленными духовными княжествами, подчиненными более папе, чем императору, римская церковь могла распоряжаться совершенно бесконтрольно, подвергая страну хищнической эксплуатации с помощью различных церковных налогов, юбилейных сборов, торговли реликвиями и индульгенциями и т.п. Поэтому оппозиция против папства приобретает в Германии общенациональный характер, хотя разные классы общества вкладывают в нее различное политическое содержание. Если крупные князья были не прочь обогатиться за счет секуляризации духовных владений и тем усилить свою независимость от императорской власти, то бюргерство боролось против церковного феодализма в целом, за ликвидацию католической иерархии и церковного имущества, за "дешевую церковь" без монахов, прелатов и римской курии, требуя восстановления демократического церковного строя раннего христианства. Крестьяне добивались отмены феодальных повинностей, барщины, оброка, налогов, привилегий господствующих классов; разделяя основные требования церковной реформы, выдвинутые бюргерскими реформаторами, они шли дальше этих последних, мечтая о восстановлении равенства, существовавшего в отношениях между членами ранней христианской общины. В целом, можно говорить о двух основных течениях реформационного движения в Германии – об умеренной бюргерской реформации, возглавляемой Лютером и объединившей оппозиционные течения среди имущих классов, о реформации плебейско-крестьянской, революционной, связанной с Великой крестьянской войной 1524 – 1525 гг., наиболее ярким идеологом которой был Томас Мюнцер.

Взрыв крестьянской революции в германии вызвал объединение имущих классов. Бюргерство, политически раздробленное и недостаточно сильное, чтобы выступать самостоятельно, должно было искать защиты у князей. Победителями из социальных боев эпохи Реформации вышли князья как носители местной, провинциальной централизации. В тех частях германии, где победила Реформация, она способствовала укреплению власти князей, присвоивших себе большую часть церковного имущества и право верховного руководства делами лютеранской церкви. Во второй половине XVI в. немецкие города окончательно теряют свое политическое значение общего экономического и политического упадка Германии и Италии, вызванного перенесением международных торговых путей их Средиземного моря в Атлантический океан.

Мартин Лютер (1483 – 1546)

Мартин Лютер происходил из семьи самостоятельного тюрингенского крестьянина-рудокопа. Он обучался в монастырской школе и в восемнадцатилетнем возрасте поступил в Эрфуртский университет, где, оставаясь в стороне от гуманистического движения, занимался изучением богословия. Глубокая религиозность побудила его к поступлению в августинский монастырь. В 1508 г. ученый-монах, получивший впоследствии степень доктора богословия, сделался профессором богословского факультета в г. Виттенберге в Саксонии. В 1519 г. ему удалось по делам своего ордена побывать в Риме. Зрелище морального разложения, царившего в папской столице, произвело на него, как и на многих других немецких паломников того времени, чрезвычайно тягостное впечатление. Поводом для его первого публичного выступления послужили злоупотребления продавца папских индульгенций монаха Тецеля, рекламировавшего в грубой форме свой "товар" как верное средство для "спасения" души. Лютер выступил с проповедью, осуждавший продажу индульгенций, а в 1517 г. прибил на дверях виттенбергской церкви свои 95 тезисов, направленных против злоупотреблений католической церкви. Ряд публичных диспутов, вызванных этими тезисами, заставил Лютера углубить свое учение. Сущность его заключалась в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства формально понимаемых "добрым делам" (т.е. выполнению церковных обрядов) и Священного Писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковного

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»