Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Египетская мифология

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Вступление

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.

В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

Египетская мифология начала формироваться в 6 — 4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенный в небес¬ных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях. Сам ном также персонифицирован в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с бо¬гом — демиургом, покрови¬телем нома, вокруг которого создавались циклы мифических ска¬заний (например, фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Женские божества, как прави¬ло, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщи¬ны-богини Нут, которая, изо¬гнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли.

Характекрнейшей чертой Египетской мифологии являлись обожествлением животных, воз¬никшее в древнейшие времена и особенно усилившиеся в позд¬ние периоды истории Египта. Воплощенные в животных божест¬ва первоначально, как правило, считались покровителями охо¬ты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплоще¬ние многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Еги¬пет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д.

Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древне-египетского государства стали сближаться с культом фа¬раона.

С древне-египетского государства мифическое представления видоизме¬нялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространялись за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Др. царства, проис¬ходившей из г. Гелиополя, центра почитания Ра, он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления ХVIII (Фиванской) династии Нового царст¬ва в качестве главного бога утверждается древний бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происхо¬дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.е. «Первый из мертвых»). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопро¬вождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с Амоном отожд. Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра — Атум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т.д.

Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта — это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучи¬ну вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и расте¬ния. Первым богом было солнце, выступающее обыч¬но в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце — Ра), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В древних мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Го¬готун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка ог¬ромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», гово¬рится в «Текстах пирамид»). Наряду с этим существова¬ли представления о богине не¬ба — женщине, которая утром рождает солнце, вечером про¬глатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его.

В некоторых мифах прародите¬лями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отожд. с солнцем — Ра, появившегося из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемском мифе о сотворении мира, относящегося к Древнему царству, демиур¬гом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предваритель¬но задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, живот¬ных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибута¬ми царя.

По древним мифам люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом. С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представле¬ний: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенных в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда называют также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в области Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В египетских календарях он называется «днем виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и пляс¬ками. «Дендера залита хмельным питьем, прекрасным ви¬ном... Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется... Идет Хатор к своему дому... О как сладостно, когда она приходит!», — говорится в гимне.

В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаля¬ется

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»