Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Жестокость дегуманизированного мира в романах Чума Камю и Превращение Кафки

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


International Baccalaureate

Russian A1 Higher

World Literature

(First Written Assignment)

Письменная работа по мировой литературе:

Жестокость дегуманзированного мира в романе «Чума» Альбера Камю и рассказе «Превращение» Франца Кафки

Количество слов: 2300

L’Institut Le Rosey

Switserland

Rolle

2004

Список использованной литературы

Художественные тексты:

1. Камю А. Избранное М.: Прогресс, 1969

2. Кафка Фр. Превращение: Рассказы: Пер. с нем. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002

Научная литература:

1. Беньямин В. Франц Кафка М, 2000

2. Бланшо М. От Кафки к Кафке, М, 1998

3. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996

4. Калюжная Л. Франц Кафка, М, 2001

5. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Составление и предисловие К. Долгова. М.: Радуга, 1990

В «Превращении» Кафки и «Чуме» Камю присутствует мотив бунта. По утверждению Камю, «бунт возникает в таких обстоятельствах, которые прежде всего отпадают от священного». Камю показывает, что абсурдный, бессмысленный мир без Бога порождает героев, как доктор Риэ, обнаруживающих в стремлении восстановить нарушенный порядок спокойной, умиротворенной жизни города Орана, который вызван внезапной эпидемией чумы, совесть, дух и мужество. Силы зла дегуманизированного пространства внезапно зачумленного города, не представлены Камю явным образом, в виде каких-нибудь тиранов, сеющих ложь, насилие и цинизм; это особое состояние морального сознания его жителей, встретившихся лицом к лицу с трагедией. Шаг за шагом Камю демонстрирует, каким образом в несчастном городе утрачивается единство, радость общения, как чума сеет разобщение и деформирует коллективную мораль.

Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт. Абсурдным, не согласующимся с человеческим, является для Камю фашистский захват Франции, аллюзии на который обнаруживаются в романе. Содержание романа не исчерпывается историей эпидемии смертельной болезни, обрушившейся на город Оран в 194… году. Несмотря на то, что написана история эпидемии достаточно правдоподобно, роман все же является чем-то большим. Название романа, по крайней мере в те годы, неизбежно ассоциировалась со словосочетанием «коричневая чума», и поэтому принято считать, что «Чума» - аллегория Второй Мировой Войны и французского Сопротивления. Не отвергая такое прочтение названия романа, необходимо сказать, что такая однозначность будет всё-таки упрощением.

Превратив Грегора в насекомое, Кафка указывает на необходимость бунта иного рода. Оказавшийся в тараканьем обличье Грегор вынужден, сохраняя любовь и нежность к своей семье, приспосабливаться к новой ситуации. Его бунт незлобив, он вызван желанием поддержать утраченные навсегда связи с миром. Всеми возможными на новом этапе жизни способами Грегор пытается выразить свою любовь к тем, кто растерян и мало-помалу начинает отказываться воспринимать «нового» Грегора. Молоко, подаваемое сестрой, сменяется объедками, а мебель, которая, как справедливо думали родственники, мешает Грегору ползать, и сперва вынесенная, затем возвращается обратно в комнату к Грегору, превращаемую постепенно в чулан.

Семью Замза посетило горе. Ни Грегор, ни его родственники, ни кто бы то ни было не в состоянии ничего изменить, вернуть всё на круги своя. Семья, потеряв единственного кормильца, оказывается в затруднительном финансовом положении. Вина безмолвно перекладывается на недееспособного теперь Грегора. Новое «лицо» Грегора вызывает недоумение, затем, после осознания безвыходности ситуации, отторжение, своего рода «изгнание» из круга людей; до самой смерти Грегора на семье лежит печать безысходности. Смерть же его вызывает улыбки и вздох облегчения.

Бунт Грегора направлен на преодоление абсурдности ситуации, всё происходящее с ним воспринимается как данность, имеющая непостижимое логическое обоснование. Потерявший тело и человеческие речевые способности, но не рассудок, Грегор всем своим существом стремится воссоединиться с семьей, сделать так, чтобы облегчить им нынешнее бедственное существование. Он, забывая о происходящем, даже намеревается воплотить давнюю свою мечту — устроить сестру в консерваторию. «Он был полон решимости пробраться к сестре и, дернув её за юбку, дать ей понять, чтобы она прошла со своей скрипкой в его комнату, ибо здесь никто не оценит её игры так, как оценит эту игру он…пусть она сядет рядом с ним на диван и склонит к нему ухо, и тогда о поведает ей, что был твердо намерен определить её в консерваторию… » Его появление вызывает ужас постояльцев и раздраженность родных.

Взаимная любовь и привязанность друг к другу постепенно истончаются, жестокость дегуманизированного мира проявляется в том, что теряют нежность прежде всего родные Грегора . Основа трагедии — Грегор-насекомое, новый этап его жизни приводит к неприятию, опирающемуся на непонимании такого Грегора.

В «Чуме» жители Орана также, как и Замза, бунтуют, чтобы восстановить утраченные человеческие отношения. После того, как город закрыли, его жители, сами не осознавая этого, потянулись друг к другу, к общению, посещая кинотеатры и театр, где демонстрируется один фильм и показывается одна пьеса, забивая кафе и рестораны. Чем сильнее разгоралась эпидемия, тем сильнее население города осознает себя как целое, поэтому Камю не делает акцента на трагедии отдельного умирающего человека. Его здесь это и не интересует. Трансформация общественной морали, коллективного поведения, соотношение человеческого и дегуманизированного находится под особым рассмотрением пера писателя. Разлука с близкими «породила стремление к воссоединению». Жителей города объединило «изгнание», и каждый человек стал по-своему одинок.

В обоих произведениях одиночество является основной причиной бунта. Изоляция города в «Чуме» от всего остального мира и отчуждение Грегора в «Превращении» от семьи, окружающих. Грегор одинок, потому что его никто не понимает, хотя и хочет понять, но в новом его состоянии это оказывается невозможным, поэтому смерть воспринимается всеми как освобождение.

Причиной одиночества, вынужденного одиночества, при котором человек отчуждается от мира, является сбой в традиции, слом устоявшихся привычек, «анормальное» поведение. Жестокость мира в истоках своих имеет непонимание, неприятие. Грегору не удается в новом облике идти по привычной, нахоженной колее жизни. Близкие не способны понять причину перемены, при том, что они понимают, что «насекомое» — их Грегор, обоюдные попытки наладить контакт терпят неудачу.

Жестокость окружающего мира приводит людей к отчуждению от него. В случае с Грегором это смерть. Город Оран, терпящий бедствие, изолируется, прерывая связи с внешним миром.

«А что такое, в сущности, чума? – спрашивает на последних страницах романа один из клиентов доктора Рие. - Та же жизнь, - и всё тут» . Эпидемия чумы – талантливая мистификация, в которую верит читатель романа. Все происходящее в зачумлённом городе не намного ужасней обычной реальности человеческой жизни, в которой болезни, страдания, смерть - скорбный удел живущих. Камю проводит параллель между страшной болезнью и войной, обе уносят огромное количество жизней. В обоих случаях человек теряет человечность, которая противостоит жестокости. Оран закрыт, из него невозможно бежать. Человек становится лицом к лицу со смертельной опасностью. Чума свирепствует, унося множество людей ежедневно, и это невозможно остановить. Превентивные меры безуспешны. В городе наступила невыносимая неопределенность, жестокое ожидание. Воздух пропитан страхом перед смертью, который заставляет задуматься о ранее не переживаемых вещах. Так, после смерти невинного ребенка в душе отца Панлю зародились сомнения. Прежде он с уверенностью мог определить границы добра и зла, сейчас же граница начала стираться. Чем же провинился ребенок, за что ему даны такие страдания? Ответа вера ему дать не смогла.

Смоделировав ситуацию человеческой трагедии, Камю попытался указать и путь преодоления трагедии. «…Чума – прежде всего книга о сопротивляющихся, а не о сдавшихся, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего» .

Нашествие чумы, ещё не ставит жителей города в пограничную ситуацию. Но смерть, о неизбежности которой стараются вспоминать как можно реже, поселяется на улицах города. Делать вид, что ничего не происходит, пытаться жить отвлеченными мечтами о будущем – значит сознательно обманывать себя. Если раньше этот самообман давался без особых усилий, в силу привычки или воспитания, то с началом эпидемии позиция незнания своей судьбы становится уделом кретинов. Камю верил в «целебные» для человеческого сознания возможности трагедии. Для него важна именно такая, «пограничная» ситуация между бытиём и небытиём.

В записях Камю, сделанных в процессе работы над романом можно найти следующее: «Болезнь это крест, но, может быть и опора. Идеально было бы взять у нее силу и отвергнуть слабости» . В каком-то смысле чума способна помочь жителям Орана проснуться от сна бессмысленности.

И всё же пробуждение даётся нелегко. Когда врачи города собираются, чтобы обсудить вопрос о придании чуме статуса эпидемии, то они всячески избегают принимать какие-либо заявления на этот счет, потому что думают прежде всего о том, какие неудобства это может принести им лично. Такое отношение к болезни характерно для большинства жителей

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»