←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Л.А.ЧИСТЯКОВА
2ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА
2И ЕГО ТРАДИЦИИ В ПОСЛЕВОЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2(В.БОРХЕРТ, В.КЕППЕН)
2(РЕФЕРАТ)
г.Елец, 1997
.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Вступление.......................................
1.Предпосылки возникновения экспрессионизма.
Связь с литературной традицией.................
2.Основные черты экспрессионизма.
Их проявление в лирике.........................
3.Экспрессионизм в послевоенной немецкой
литературе.....................................
4.Заключение.....................................
.
ВСТУПЛЕНИЕ
Экспрессионизм как литературное течение зародился и достиг
точки наивысшего развития в начале XX века, являясь "художествен-
ным выражением смятенного сознания немецкой интеллигенции в пери-
од I мировой войны и революционных потрясений" 51 0. Атмосфера всеоб-
щей агрессии, подготовка к войне, жестокая конкуренция на мировом
рынке, стремительная индустриализация, безработица, нищета - все
это обернулось для человека озлобленностью, растерянностью, смут-
ной тоской по навсегда ушедшим классическим идеалам добра и кра-
соты, обостренной чувствительностью, острым неприятием, отвраще-
нием ко всем ужасам, жестокостям, недостойным человека страстям,
которые кипели на арене мировой истории. Исторический кризис по-
родил кризисное мировосприятие, нашедшее в этом наиболее полное
выражение. Немецкий литературовед, современник экспрессионистов,
так пишет о молодого поколении поэтов этого направления:"Молодежь
не боится безусловного осуждения Германии, немецкого духа и не-
мецкой культуры, она не боится даже упрека в отсутствии патриоти-
ческого чувства, выставляя враждебные Германии государства образ-
цом, достойным выражения. Ей нужны только основательные перемены,
которые освободили бы нас от традиции. Она хочет призвать к дейс-
твию благоговение перед душой, веру в абсолютное, и прежде всего
искупительную силу любви к сочеловеку" 52 0. То есть протест, неприя-
тия экспрессионистами действительности не были лишь бессильным
жестом отчаяния. Экспрессионизм мужественно сражается за "цен-
ность идей, имевших некогда значение для мира, но показавшиеся
только праздной забавной мысли. Он чувствует себя призванным в
судьи и борется за нравственные цели, Он презирает нравственную
нерадивость высокой упадочной культуры, возбуждавшей еще недавно,
восхищение". По мнению немецкий критиков, в эту эпоху можно рас-
сматривать как исходный пункт современной литературы, ее развития
на различных направлениях. Среди авангардистских течений начала
века именно экспрессионизм отличался "истовой серьезностью своих
намерений. В нем меньше всего от того шутовства, формального трю-
качества, эпитажа, которые свойственны, например дадаизму" 53 0.
.
I.ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА.
Экспрессионизм и традиция.
В период 1910-1925 гг. В Германии решительно заявило о себе
новое поколение поэтов и писателей, стремившееся осуществить обе-
щанные и невыполненные, по их мнению натуралистам революционные
преобразования в области культуры. Не все из них были явными экс-
прессионистами, хотя как раз под таким именем они стали известны
со времени I мировой войны. После 1945 года это течение было как
бы открыто заново и оказало сильное воздействие на современное
искусство. Политическая ситуация и положение культуры на рубеже
веков были сходны с теми, что критиковали натуралисты. Откуда же
появилось новое движение?
Считается, что причиной возникновения экспрессионизма стало
именно то, что долго ничего не менялось в Германии, и натуралис-
ты не могли уже сказать ничего нового в литературе. "Относитель-
ная стабильность воспринималась экспрессионистами как бессмыслен-
ное существование. Они подвергали критике не конкретные условия
или явления, а неподвижность, непродуктивность мысли и действия
вообще" 54 0. Многие изображали свои страдания и тоску по более со-
вершенному миру. И отчужденность от своей эпохи стала "кризисом
существования", приводила к саморефлексии. Конфликт "отцов и де-
тей", изоляция, одиночество, проблема поиска своего "я", конфликт
между энтузиазмом и пассивностью стали наиболее предпочитаемыми
темами экспрессионистов. Духовный застой экспрессионисты воспри-
нимали как кризис интеллигенции - художников, поэтов. По их мне-
нию, дух и искусство должны изменить действительность.
Экспрессионисты ставили перед собой грандиозные задачи. Тер-
мин "экспрессинизм", впервые употребленный Куртом Хиллером в 1911
году в отношении литературы и служивший поначалу для отграничения
авангардизма, был достаточно узок для обозначения такого напра-
вления. Речь шла не просто о новом стиле, а о новом искусстве:
"Импрессионизм - это учение о стиле, экспрессионизм как способ
переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение" 55 0.
Эстетика экспрессионизма строилась с одной стороны на отри-
цании всех предшествовавших литературных традиций. "Экспрессио-
низм сознательно отклоняется от того направления, которого дер-
жались не только немецкая поэзия, но и все искусство культурных
народов Европы и Америки XIX в." 56
Полемизируя со сторонниками натурализма Э.Толлер писал:
"Экспрессионизм хотел большего, чем фотография... Реальность
должна быть пронизана света идеи". В противовес импрессионистам,
непосредственно фиксировавшим свои субъективные наблюдения и впе-
чатления от действительности, экспрессионисты пытались нарисовать
облик эпохи, человечества., Поэтому они отвергали правдоподобие,
все империческое, стремясь к космическому универсальному. Их ме-
тод типизации был абстрактным: в произведениях выявлялись общие
закономерности жизненных явлений, все частное, индивидуальное
опускалось. Жанр драмы подчас превращался в философский трактат.
В отличие от натуралистической драмы человек в драматургии
экспрессионизма был свободен от детерминированного воздействия
среды. Но решительно отвергая в своих декларациях традиционные
художественные формы и мотивы, экспрессионисты на самом деле про-
должали некоторые традиции предшествовавшей литературы. В этой
связи называют имена Бюхнера, Уитмена, Стриндберга. Павлова гово-
рит о том, что первые сборники экспрессионисткой лирики еще во
многом связаны с поэзий импрессионизма, например, ранние книги
Георга Тракля, одного из самых крупных поэтов раннего экспрессио-
низма. В критике неоднократно указывалось на связь субъективности
экспрессионизма с эстетикой "Бури и натиска", с романтизмом,
страстной воодушевленностью Гельдеринга, Граабе, словесной мане-
рой Клопштока. Переход от импрессионизма к экспрессионизму счита-
ется возвращением к идеализму, как это было в 1800 г. "Совершенно
также восстала эпоха "бури и натиска". Тогда как и теперь, прор-
валась в течение долгого времени заглохшая метафизическая пот-
ребность" 57 0.
В книге "Импрессионизм и экспрессионизм" О.Вальцель предпри-
нимает попытку измерить все развитие и перемену (в литературе
1910-1920 гг.) на примере Гете. "Предок реализма",Гете стоит в то
же время на почве идеалистической философии своего времени. И те
изречения, в которых он указывал пути искусству, могут казаться
предвосхищением девизов экспрессионистов, особенно если их выр-
вать из контекста времени. По своему духовному содержанию время
начал XX в. О.Вальцель считает гораздо более близким к Гете, чем
середина и конец XIX века. Снова было оценено и получило право на
существование абсолютное. Правда не познание являлось уже предме-
том тоски человечества. Если трагедия Фауста коренится в осозна-
нии невозможности познать истину, то "новым фаустовским трагичес-
ким страданием"
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|