Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Зарождение экспрессионизма и его традиции в послевоенной немецкой литературе (В. Борхерт, В. Кеппен)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Л.А.ЧИСТЯКОВА

2ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА

2И ЕГО ТРАДИЦИИ В ПОСЛЕВОЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2(В.БОРХЕРТ, В.КЕППЕН)

2(РЕФЕРАТ)

г.Елец, 1997

.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Вступление.......................................

1.Предпосылки возникновения экспрессионизма.

Связь с литературной традицией.................

2.Основные черты экспрессионизма.

Их проявление в лирике.........................

3.Экспрессионизм в послевоенной немецкой

литературе.....................................

4.Заключение.....................................

.

ВСТУПЛЕНИЕ

Экспрессионизм как литературное течение зародился и достиг

точки наивысшего развития в начале XX века, являясь "художествен-

ным выражением смятенного сознания немецкой интеллигенции в пери-

од I мировой войны и революционных потрясений" 51 0. Атмосфера всеоб-

щей агрессии, подготовка к войне, жестокая конкуренция на мировом

рынке, стремительная индустриализация, безработица, нищета - все

это обернулось для человека озлобленностью, растерянностью, смут-

ной тоской по навсегда ушедшим классическим идеалам добра и кра-

соты, обостренной чувствительностью, острым неприятием, отвраще-

нием ко всем ужасам, жестокостям, недостойным человека страстям,

которые кипели на арене мировой истории. Исторический кризис по-

родил кризисное мировосприятие, нашедшее в этом наиболее полное

выражение. Немецкий литературовед, современник экспрессионистов,

так пишет о молодого поколении поэтов этого направления:"Молодежь

не боится безусловного осуждения Германии, немецкого духа и не-

мецкой культуры, она не боится даже упрека в отсутствии патриоти-

ческого чувства, выставляя враждебные Германии государства образ-

цом, достойным выражения. Ей нужны только основательные перемены,

которые освободили бы нас от традиции. Она хочет призвать к дейс-

твию благоговение перед душой, веру в абсолютное, и прежде всего

искупительную силу любви к сочеловеку" 52 0. То есть протест, неприя-

тия экспрессионистами действительности не были лишь бессильным

жестом отчаяния. Экспрессионизм мужественно сражается за "цен-

ность идей, имевших некогда значение для мира, но показавшиеся

только праздной забавной мысли. Он чувствует себя призванным в

судьи и борется за нравственные цели, Он презирает нравственную

нерадивость высокой упадочной культуры, возбуждавшей еще недавно,

восхищение". По мнению немецкий критиков, в эту эпоху можно рас-

сматривать как исходный пункт современной литературы, ее развития

на различных направлениях. Среди авангардистских течений начала

века именно экспрессионизм отличался "истовой серьезностью своих

намерений. В нем меньше всего от того шутовства, формального трю-

качества, эпитажа, которые свойственны, например дадаизму" 53 0.

.

I.ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА.

Экспрессионизм и традиция.

В период 1910-1925 гг. В Германии решительно заявило о себе

новое поколение поэтов и писателей, стремившееся осуществить обе-

щанные и невыполненные, по их мнению натуралистам революционные

преобразования в области культуры. Не все из них были явными экс-

прессионистами, хотя как раз под таким именем они стали известны

со времени I мировой войны. После 1945 года это течение было как

бы открыто заново и оказало сильное воздействие на современное

искусство. Политическая ситуация и положение культуры на рубеже

веков были сходны с теми, что критиковали натуралисты. Откуда же

появилось новое движение?

Считается, что причиной возникновения экспрессионизма стало

именно то, что долго ничего не менялось в Германии, и натуралис-

ты не могли уже сказать ничего нового в литературе. "Относитель-

ная стабильность воспринималась экспрессионистами как бессмыслен-

ное существование. Они подвергали критике не конкретные условия

или явления, а неподвижность, непродуктивность мысли и действия

вообще" 54 0. Многие изображали свои страдания и тоску по более со-

вершенному миру. И отчужденность от своей эпохи стала "кризисом

существования", приводила к саморефлексии. Конфликт "отцов и де-

тей", изоляция, одиночество, проблема поиска своего "я", конфликт

между энтузиазмом и пассивностью стали наиболее предпочитаемыми

темами экспрессионистов. Духовный застой экспрессионисты воспри-

нимали как кризис интеллигенции - художников, поэтов. По их мне-

нию, дух и искусство должны изменить действительность.

Экспрессионисты ставили перед собой грандиозные задачи. Тер-

мин "экспрессинизм", впервые употребленный Куртом Хиллером в 1911

году в отношении литературы и служивший поначалу для отграничения

авангардизма, был достаточно узок для обозначения такого напра-

вления. Речь шла не просто о новом стиле, а о новом искусстве:

"Импрессионизм - это учение о стиле, экспрессионизм как способ

переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение" 55 0.

Эстетика экспрессионизма строилась с одной стороны на отри-

цании всех предшествовавших литературных традиций. "Экспрессио-

низм сознательно отклоняется от того направления, которого дер-

жались не только немецкая поэзия, но и все искусство культурных

народов Европы и Америки XIX в." 56

Полемизируя со сторонниками натурализма Э.Толлер писал:

"Экспрессионизм хотел большего, чем фотография... Реальность

должна быть пронизана света идеи". В противовес импрессионистам,

непосредственно фиксировавшим свои субъективные наблюдения и впе-

чатления от действительности, экспрессионисты пытались нарисовать

облик эпохи, человечества., Поэтому они отвергали правдоподобие,

все империческое, стремясь к космическому универсальному. Их ме-

тод типизации был абстрактным: в произведениях выявлялись общие

закономерности жизненных явлений, все частное, индивидуальное

опускалось. Жанр драмы подчас превращался в философский трактат.

В отличие от натуралистической драмы человек в драматургии

экспрессионизма был свободен от детерминированного воздействия

среды. Но решительно отвергая в своих декларациях традиционные

художественные формы и мотивы, экспрессионисты на самом деле про-

должали некоторые традиции предшествовавшей литературы. В этой

связи называют имена Бюхнера, Уитмена, Стриндберга. Павлова гово-

рит о том, что первые сборники экспрессионисткой лирики еще во

многом связаны с поэзий импрессионизма, например, ранние книги

Георга Тракля, одного из самых крупных поэтов раннего экспрессио-

низма. В критике неоднократно указывалось на связь субъективности

экспрессионизма с эстетикой "Бури и натиска", с романтизмом,

страстной воодушевленностью Гельдеринга, Граабе, словесной мане-

рой Клопштока. Переход от импрессионизма к экспрессионизму счита-

ется возвращением к идеализму, как это было в 1800 г. "Совершенно

также восстала эпоха "бури и натиска". Тогда как и теперь, прор-

валась в течение долгого времени заглохшая метафизическая пот-

ребность" 57 0.

В книге "Импрессионизм и экспрессионизм" О.Вальцель предпри-

нимает попытку измерить все развитие и перемену (в литературе

1910-1920 гг.) на примере Гете. "Предок реализма",Гете стоит в то

же время на почве идеалистической философии своего времени. И те

изречения, в которых он указывал пути искусству, могут казаться

предвосхищением девизов экспрессионистов, особенно если их выр-

вать из контекста времени. По своему духовному содержанию время

начал XX в. О.Вальцель считает гораздо более близким к Гете, чем

середина и конец XIX века. Снова было оценено и получило право на

существование абсолютное. Правда не познание являлось уже предме-

том тоски человечества. Если трагедия Фауста коренится в осозна-

нии невозможности познать истину, то "новым фаустовским трагичес-

ким страданием"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»