Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Культура Западной Европы

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ "формирования личности. Человек перестает быть ""заданным"" своим соци-"

ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи-

зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных

усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во

Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само-

было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.

этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог

затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие

мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со-

балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима-

человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст-

не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст-

характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой

не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта Европы к положению первого среди равных светских дворов в много-

культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело- численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал

веческой культуры. своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в

Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение своих руках все идеологические влияния.

наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур- Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы-

ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор- вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на

мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли-

религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи-

Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори- ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ-

тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. вующий в национальных и гражданских войнах.

1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как

"компании, время замысла шекспировского ""Гамлета"" - определил конец" для католической церкви, которая поспешила внести большую часть

эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. "шедевров гуманизма в ""Индекс запрещенных книг"", так и для протес-"

В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво- тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха-

начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло- рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль-

ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль- турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными

"ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун " наследниками.

и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи- Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы

ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами практического творчества человека, мимо которого проходила до этого

настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и

культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той,

со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора,

никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер- скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз-

шенствующего индивида, гармонично существующего и в природе, и в глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос-

человеческом обществе. тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-

Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, "мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной"

переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху-

регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по-

идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель- этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства,

ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион- он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо-

ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль- "бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл ""тонким изобре-"

ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали "тением"", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска-"

идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо-

этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да

смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и

мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само- многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось

стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение

на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника,

эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного.

гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил

думали, реализоваться. ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-

Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд

Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс-

целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите-

столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес-

городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической

сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и поэзии.

"""светские привычки"" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-" Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями

численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-

реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево-

эпохи. люций, колониальных войн и освоения новых земель.

Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов

поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса). вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы.

глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим

Древний и Великийгород (возрождение

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»