←предыдущая следующая→
1 2 3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
"Пространственно-временной континиум "Песни о Нибелунгах"
(конспект статьи С.Я. Гуревича)
студент: ГУЛЯЕВ Роман Юрьевич
группа: 117
МОСКВА 1996 г.
"Песнь о Нибелунгах" стоит в конце длительной тради-
ции легенд - песней о Сигурде (Зигфриде) , бургундских
королях, Гудрун (Кримхильде), Брюнхильд (Брюнхильде) и
Атли (Этцеле). То, что на рубеже ХII и ХIII вв. в империи
Штауфенов, в период расцвета феодального строя и подъема
рыцарской культуры, неизвестный австрийский поэт вновь
обращается к преданию, которое ведет свое начало от вре-
мен Великих переселений народов и по-новому его перераба-
тывает, в высшей степени показательно. Этот факт свиде-
тельствует об определенной преемственности в развитии
культуры германских народов, как доказательство того, что
старые темы и образы героической поэзии еще не потеряли
своего обаяния.
Стадиально "Песня о Нибелунгах" представляет собой
более позднее явление, чем эддические песни, которые дош-
ли до нас в рукописи второй половины ХIII в. Если следо-
вать теории А.Хойслера о "разбухании" песней в обширный
эпос, то эддические песни "предшествуют" немецкой эпопее:
сжатость, спрессованность, скупость в выражении эмоций
(помимо прямых речей героев) уступают место чрезвычайной
распространенности, местами даже растянутости повествова-
ния в "Песни о Нибелунгах".
"Песнь о Нибелунгах; кажется далеко ушедшей от той
интерпретации сказаний о Сигурде и бургундах, которая да-
на в "Старшей Эдде", - если, конечно, не придерживаться
иной точки зрения, а именно, что исландский и немецкий
циклы не представляли собой двух последовательных стадий
развитии эпоса, не противостояли один другому в качестве
разных вариантов, развивавшихся своими путями. Для того
чтобы яснее понять связь "Песни о Нибелунгах" с другими
произведениями на этот сюжет, равно как и степень разли-
чия между ними, мне представляется существенным рассмот-
реть интерпретацию в ней времени.
Начать с того, что в эпосе герои не стареют. Напом-
ню, что Беовульф, несмотря на то, что он правил геатами
на протяжении пятидесяти лет, вступив на престол уже
взрослым и свершив свои великие подвиги, тем не менее
оказывается способным выдержать на склоне дней единоборс-
тво с драконом.
Собственно, то же самое мы видим в эддических песнях
о героях. Каждая песнь, правда, воспевает обычно лишь од-
но событие, либо серию их, но в таком случае они тесно
между собой связаны.
Мы не знаем, сколь длительное время протекло между
отдельными эпизодами. Для эпического сознания это не су-
щественно.
Как интерпретируется возраст героя в "Песни о Нибе-
лунгах"? В начальных авентюрах песни Кримхильда - юная
девушка. Но и в последних авентюрах по-прежнему прекрас-
ная женщина, хотя миновало около сорока лет. Не убывает
за все эти годы могущество Хагена, он и будучи убелен се-
динами остается все тем же непобедимым богатырем. О коро-
ле Гизельхере, который впервые появился в эпопее почти
ребенком, как было сказано - "дитя", так до конца и гово-
риться; пав в бою вполне взрослым мужчиной, Гизельхер ос-
тался "дитятей". Эпический поэт не слишком внимательно
следит за возрастом своих персонажей. Так, младший брат
Хагена Данкварт говорит перед началом решающей схватки
между бургундами и гуннами:"Когда скончался Зигфрид, мне
было мало лет,// И не обязан я держать за смерть его от-
вет" (строфа 1924). Но эти слова противоречат всему, что
известно из первых авентюр эпопеи, где Данкварт фигуриру-
ет как "могучий витязь" и полноценный участник поездки
Гунтера к Брюнхильде. Зигфрид появляется в песни облике
юного нидерландского принца. Но за плечами у него уже се-
рия богатырских подвигов: победа над сказочными обладате-
лями клада - Нибелунгами, одоление дракона, в крови кото-
рого он омылся, приобретя тем самым неуязвимость. Когда
свершал он все эти деяния, неизвестно. Первые подвиги
Зигфрида в рамках "Песни о Нибелунгах" занимают год или
два. После его женитьбы на Кримхильде проходит десять
лет, прежде чем Зигфрид погибает таким же прекрасным и
юным, каким впервые появился в Вормсе.
Итак, всего песнь охватывает время примерно в трид-
цать восемь лет. Из них двадцать шесть Кримхильда вынаши-
вает мысль о мести за мужа.
На самом деле время, которое имеет отношение к по-
вествованию, еще более протяженно. Уже упомянуто время
сказочных подвигов Зигфрида, о которых рассказывает Ха-
ген, но которые не описаны в самой эпопее. К этому нужно
прибавить, что какое-то время до появления Зигфрида в
Вормсе наш герой имел некие отношения с Брюнхильдой - на
это имеются намеки, хотя автор "Песни о Нибелунгах" их не
расшифровывает, видимо, потому, что подобный сказочный
сюжет не мог органически включиться в рыцарский эпос. Ау-
дитория ХIII в., вне сомнения, эти намеки понимала.
Таким образом, герои "Песни о Нибелунгах" проходят
сквозь весьма значительный пласт времени. Но они не меня-
ются: юные остаются юными, зрелые, как Хаген, Этцель или
Дитрих, так и остаются зрелыми, а Хильдебранд - пожилым.
Не происходит внутреннего развития героев С теми свойс-
твами, с какими они в эпопею вошли, они из нее и выйдут.
Но возвратимся к "хронотопу" "Песни о Нибелунгах".
Эпическое течение времени неспешно. Обычная единица его
исчисления - годы, самое меньшее - недели. Приготовление
в дорогу, шитье нарядов, снаряжение войска, передвижение,
пребывание в гостях - все значительные промежутки време-
ни. Сбор в поход против саксов длится двенадцать недель,
шитье платьев для короля Гюнтера и сопровождающих его в
сватовстве друзей - семь недель, три с половиной года
после смерти Зигфрида Кримхильда беспрерывно его оплаки-
вает, праздник в Вене - свадьба Этцеля - длится семнад-
цать суток и т.д. Измерение эпического времени расплывча-
то.
Ускорение хода времени наблюдается лишь в заключи-
тельной части эпопеи, где примерно за сутки страшное по-
боище приводит к всеобщей гибели его участников. В осо-
бенности последние сцены (умерщвление Гунтера и Хагена)
даны крайне суммарно, почти скороговоркой, и находятся в
разительном контрасте с чрезвычайно детализированными
описаниями менее значительных эпизодов. Столь резкую сме-
ну темпа можно понять так: долгое время, годы, десятиле-
тия готовилась катастрофа, наконец час пробил, и одним
ударом решается судьба Нибелунгов!
Но сцене убийства Гунтера и Хагена предшествует эпи-
зод, который, мне кажется, проливает свет на трактовку
времени эпическим поэтом. Это сцена в последней авентюре
- "О том, как Дитрих бился с Гунтером и Хагеном". Дитрих
Бернский, потрясенный гибелью всех своих дружинников, об-
ращается к Хагену и Гунтеру с требованием дать ему удов-
летворение, а именно - сдаться ему в качестве заложников.
Они отвечают отказом, и тогда между Дитрихом и Хагеном
происходит поединок. Бернец одолел Хагена, связал его и
отвел к Кримхильде, взяв с нее обещание не умерщвлять
его. Спрашивается: чем все это время был занят Гунтер? Он
как бы забыт. Но вот эпизод стычки между Дитрихом и Хаге-
ном завершен, Дитрих передал пленного Кримхильде, и мы
читаем: "Меж тем державный Гунтер взывал у входа в зал://
"Куда же бернский богатырь, обидчик мой пропал?" После
этого происходит схватка между Гунтером и Дитрихом и
пленение вормского короля. Современному переводчику вве-
дение слов "меж тем" необходимо для того, чтобы возвра-
титься во
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|