←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОМАН Г.Я.К.ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС"
КАК ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ "НИЗОВОГО" БАРОККО
В ЛИТЕРАТУРЕ ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА
МАЛЬЦЕВА ОЛЬГА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
к.ф.н. ПОЛЯКОВ О.Ю.
КИРОВ
1996
-1-
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Вступление.
II. Роман Г.К.Я.Гриммельсгаузена "Симплициссимус" как высшее достиже-
ние "низового" барокко в литературе Германии 17 века.
1. Политическая обстановка в Германии 17 века, нашедшая отра-
жение в романе Гриммельсгаузена "Симплициссимус" (Тридцати-
летняя война).
2. Общая характеристика немецкого барокко 17 века.
3. Понятие "низового" барокко.
4. Роман Гриммельсгаузена с точки зрения отражения в нем дей-
ствительности.
5. Литературные и фольклорные источники романа "Симплицисси-
мус".
6.Идейное содержание романа.
7. Жанровая природа произведения Гриммельсгаузена.
8. Композиция романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус".
9. Образ Симплициссимуса в романе.
10. Язык и стиль произведения.
11. Литературная судьба романа "Симплициссимус" и его значение
в мировой литературе.
III. Заключение
-2-
ВСТУПЛЕНИЕ
Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус" - произве-
дение, детально изученное немецким литературоведением. Однако на
русский язык эти работы не переведены.
В отечественной науке крупнейшим и практически
единственным исследователем творчества Г.Я.К.Гриммельсгаузена
является А.А.Морозов, чьи исследования "Симплициссимус" и его
автор", "Проблемы европейского барокко", "Маньеризм" и "барокко"
как термины литературоведения" были использованы в данной работе.
Ее цель - рассмотреть роман "Симплициссимус" как
художественное произведение в контексте общего развития немец-
кой литературы барокко 17 века.
Для этого необходимо придерживаться определенной
последовательности изложения : осветить вопрос об исторической
ситуации, запечатленной в романе, дать общую характеристику ли-
тературы немецкого барокко и понятие "низового" барокко, рас-
смотреть источники, использованные Гриммельсгаузеном, а затем
перейти к характеристике романа как художественного произведе-
ния: выяснить его идейное содержание, композиционную структуру,
жанровую природу, обрисовать образ главного героя - Симплицисси-
муса, дать оценку языка и стиля произведения.
-3-
ГЛАВА 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА,
НАШЕДШАЯ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА
"СИМПЛИЦИССИМУС" (ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА)
Немецкая литература 17 века - трагическая, но очень яр-
кая страница в истории немецкой, а также и общемировой культуры.
Тридцатилетняя война (1618-1648), принесшая стране неис-
числимые беды, торжество реакции по ее завершении все же не мог-
ли воспрепятствовать творчеству таких выдающихся немецких поэ-
тов, драматургов и прозаиков, как Опиц и Логау, Грифиус, Моше-
рош и Гриммельсгаузен, которые мужественно и самоотверженно ра-
ботали в самых ужасающих условиях соврменности. В своих произве-
дениях они запечатлели трагедию Германии, благодаря им челове-
чество узнало о судьбе народа, принесенного в жертву феодальным
распрям, военным столкновениям, беззащитного перед властью все-
сильных феодалов. Именно в этом и состоит интернациональное зна-
чение немецкой литературы 17 века. Стихи Грифиуса и романы Грим-
мельсгаузена можно назвать документами, в которых запечатлелись
реалии времени, документами, полными потрясающей по своей жесто-
кости правды.
Что же представляла собой Германия рассматриваемого пе-
риода?
Если к началу 17 века все крупные страны Запада уже име-
ли свою национальную классическую литературу (Италия, Англия,
Испания, Франция, Голландия), то в Гермакнии наблюдалась иная
картина. Прежде всего, созданию общенациональной немецкой лите-
ратуры препятствовала раздробленность государства: волна Рефор-
мации, прокатившаяся в 16 веке, не привела к объединению страны.
В течение всего 16 века наблюдался регресс экономичес-
кой жизни Германии, приведший в упадок немецкую буржуазию. Герма-
ния возвращается к всевластию, почти абсолютизму крупных феода-
лов (князей). Раздробленность препятствовала объединению народ-
ных сил для организации большой крестьянской войны, но частые
восстания все же вселяли страх в помещиков.
Политическая беспомощность Германии привела к тому, что
страна была покорена австрийской династией Габсбургов, а острые
общественные противоречия способствовали втягиванию Германии в
Тридцатилетнюю войну, в которой она стала яблоком раздора между
борющимися за владычество в ней мощными европейскими государ-
ствами (Францией, Австрией, Швецией).
Тридцатилетняя война сопровождалась расправами немец-
ких феодалов с собственным народом. Формальным предлогом для нее
была религиозная борьба с протестантизмом в Чехии, бывшей в ту
пору частью Германии.
Историки традиционно подразделяют Тридцатилетнюю войну
на 4 больших периода(*1) : "чешский" (1618-1623), который сопро-
вождался массовым ограблением и истреблением мирного населения,
обескровил и поработил протестантскую Чехию; "датский", или
"саксонский" (1625-1629), характеризующийся вступлением на не-
мецкую землю иностранных интервентов (французов); "шведский"
(1630-1635), когда взаимное ожесточение сторон и масштабы грабе-
жей превысили все разумные, доступные пониманию пределы; "фран-
цузский" (1635-1646): Бавария была разорена шведами, а французы
превратили в пустыню Западную Германию.
-4-
Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус" связан с собы-
тиями Тридцатилетней войны, которые представлены на уровне ее
рядовых участников, которых война
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|