Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Творчество Данте

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Данте – "последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени".

Эпоха Данте.

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начинать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (1265 – 1321). По характеру своего творчества Данте – поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох. Италия была самой передовой страной европейского Средневековья. Торговые отношения с Востоком вызывали быстрый рост городов, которые первые в Европе освободились от власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся коммуны с республиканским образом правления. Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. Уже в XIV в. производство в некоторых северных городах (Флоренция, Милан) принимает капиталистический характер. Сказочно быстро накопленные купеческие капиталы частично вкладываются в производство. В итоге итальянский купец превращается в промышленника-капиталиста, а промышленник – в купца.

Все процессы экономического развития вызвали значительные изменения в социальной структуре итальянского общества. Наиболее важным изменением была насильственная урбанизация феодалов и освобождение крестьян от феодальной зависимости. Но это развитие происходило в тесном феодальном окружении и совершалось крайне неравномерно в различных областях страны.

Ни одно из итальянских государств, даже наиболее передовых в социально-экономическом отношении, не могло добиться длительного преобладания над другими. Все итальянские города-коммуны жили самостоятельной жизнью и враждовали друг с другом. Экономическая и политическая раздробленность страны, типичная для всей эпохи, являлась препятствием плодотворному развитию капитализма, нуждающегося в обширном внутреннем рынке.

Необходимость объединения страны, превращение её в централизованное государство остро ощущалось всеми враждовавшими между собой в итальянских городах политическими партиями. Этого объединения добивалась в равной мере и дворянская партия гибеллинов, боровшихся за объединение страны под иноземной властью германского императора, и торгово-ремесленная партия гвельфов – сторонница национальной власти, видевшая при существовавшем положении вещей желанного объединения в лице папы.

Особенно остро и напряжённо протекала политическая борьба в торгово-промышленной Флоренции – главном культурном центре Италии XII – XIV вв., на родине её величайшего поэта Данте. Напряженность политической борьбы во Флоренции была обусловлена успехами раннего буржуазного развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами. В основном флорентийская коммуна была гвельфской, но и гибеллины имели здесь в XIII в. много сторонников, они несколько раз захватывали власть, изгоняя гвельфских вождей из города. Гвельфы издали в 1293 г. так называемые "Установления справедливости", закрепившие цеховой строй Флоренции и лишившие лиц дворянского происхождения политических прав. Гвельфы одержали победу над гибеллинами, и гибеллины во Флоренции больше к власти не возвращались.

Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развёртывалась уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов на две фракции – Белых и Чёрных. Черные были за союз с папской курией, способствовавшей росту флорентийской торговли и банковского дела. Белые же, опасаясь как быстрого роста банкирских домов и торговых компаний, так и развития народных движений, ориентировались не на папскую, а на императорскую власть.

Хотя Чёрные и Белые были по преимуществу буржуазными партиями, однако большую роль в обеих играло дворянство. Оно сумело обойти направленные против него запретительные законы флорентийской коммуны и приспособилось к цеховому строю Флоренции, записываясь в "старшие" цехи, представлявшие собой объединения богачей и предпринимателей и потому носившие в просторечии наименование "жирного народа". Если раньше "старшие" цехи одержали победу над феодалами при содействии "младших", чисто ремесленных цехов, именовавшихся "тощим народом", то теперь "старшие" цехи Флоренции вступают в союз с побеждённым дворянством, ибо они боятся чрезмерного усиления "младших" цехов. Политический союз "жирного народа" с дворянством и являлся основой господства гвельфской партии – как Чёрных, так и Белых; последние склонялись, впрочем, к гибеллизму.

Творческий путь поэта.

Все выше изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.

Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил их старинного дворянского рода. Однако семья поэта давно утратила феодальный облик; уже отец поэта, как и он сам, принадлежал к партии гвельфов. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей. Данте получил образование в объёме средневековой школы. Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис – любовь к Беатриче, дочери друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленькой книжке "Новая жизнь", которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики.

Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. Но в 1302 г. Данте был приговорён к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего всё его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте провёл в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, "как горек хлеб чужой", никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции – "прекрасной овчарни, где спал ягнёнком".

Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте. Преисполненный гнева против Флоренции, он пришёл к выводу, что его сограждане еще не доросли до самостоятельной защиты своих интересов.

В изгнании поэт всё больше склоняется к убеждению, что только императорская власть может умиротворить и объединить Италию, дав решительный отпор папской власти. Эти надежды он возлагал на императора Генриха VII, явившегося в 1310 г. в Италию якобы для наведения "порядка" и ликвидации междоусобной распри итальянских городов, фактически же с целью их ограбления. Однако Генрих VII умер в 1313 г., так и не успев занять Флоренцию.

Последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды вычёркивала его имя их списка амнистированных, ибо видела в нём непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во Флоренцию под условием унизительного покаяния Данте решительно отверг. Последние годы жизни поэт провёл в Равенне у правителя Гвидо да Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы изгнания. Данте надеялся, что поэтическая слава будет благоприятствовать почётному возвращению на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября 1321г. в Равенне. Впоследствии Флоренция неоднократно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом.

* * *

Книга "Новая жизнь".

"Новая жизнь" была написана в конце 1292 или в начале 1292 г. Эта книжка состоит из 30 стихотворений, связанных между собой прозаическим рассказом. Самое раннее из них относится к 1283 г., за ним следуют расположенные в хронологическом порядке стихотворения 1283 – 1291 гг., повествующие о любви поэта к Беатриче, о его снах и мечтаниях, а также о скорби, вызванной её ранней смертью. Данте включил в "Новую жизнь" далеко не все свои стихотворения этих лет, а только те из них, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче и наиболее достойными её памяти. В результате такого отбора за пределами книги остался целый ряд превосходных стихотворений. В прозаическом рассказе, сопровождающем стихотворения, включенные в сборник, Данте избегает точных дат, никого не называет по имени и ограничивается намёками на события, вызвавшими к жизни то или другое из его стихотворений.

Краткое содержание "Новой жизни".

"Новая жизнь" начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже тогда душа поэта "содрогнулась". Ещё более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством. Потрясённый поэт уединяется и видит сон, который он описал в своём первом сонете. Он показывает бога любви, несущего на руках его возлюбленную и дающего ей отведать сердце поэта. Этот образ девушки, вкушающей сердце влюблённого в неё юноши, показался странным друзьям поэта, которые высмеяли Данте и объявили его больным.

Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь к Беатриче

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»