Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: зарубежная /

Театр Древней Греции и Древнего Рима

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ТЕАТР (от греч. theatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства. Как и другие искусства, Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра, развитие в нем тех или иных форм, тенденций, идей. Само место театра в жизни общества и характер его связей с современностью обусловлены особенностями социальной структуры общества, его духовными запросами. Художественного

подъёма Театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественного устремления.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологиии совершается в Театре посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественных и психологических конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лелжат в основе пьесы, спектакля. Специфика Театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания народа. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь - афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств - полисов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение на ней.

Это театр Диониса (кон. 6 - 4 в.в. до н.э.) - один из самых больших театров древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Около семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда нн этих скамьях. Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось важныи общественным событием. Греческий актер пользовался особым почетом и уважением. Во время войн актеры, как и жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.

И это не случайно. Театрнльное искусство развилось в древней Греции из религиозного празднества в честь Диониса - бога плодородия и вина. На этих празднествах, которые устраивались весной, во время расцвета природы (Великие дионисии), и осенью, после уборки винограда (Сельские дионисии), выступали

хоры наряженные в козлиные шкуры певцов. Они изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье.

По обычаю древних греков - до начала театрального действия выслушивается пролог. Progos, по словам Аристотеля, - "начало трагедии до появления хора". Хор еще не вышел на орхестру (центральную часть античного театра, имевшая круглую форму), протагонист (первый из трех участников древнегреческой трагедии) скрывается за сценой, но у фимелы (жертвенника, расположенного в центре орхестры) уже высится фигура корифея (предводителя хора). Это он, обращаясь к многотысячному амфитеатру, рассказывает миф, положенный в основу трагедии...

Вот корифей кончил чтение пролога. На орхестру, распевая гимны, в плавных движениях вышел хор, а за ним и актер. Началось действие... Мифологические герои трагедии облачены в одеяния, которые увеличивают их рост, придают движениям и жестам монументальностью Маска делает лицо героя особенно выразительным, скульптурно величественным и гордым...

Хор исполнял дифирамбы - особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось о суровых испытаниях, выпавших на его долю, о победах бога над врагами. Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида (2-ая половина VI в. до н.э.), которому приписывается и введение первого актера. В этих песнях было много трогательного и смешного, веселого и печального. Постепенно в хоровое пение и пляску вводятся элементы драматизации. Руководитель хора - корифей - становится первым актером. Он изображает то, о чем поется в дифирамбах. Хор выражает свое отношение к событиям; когда действие приобретает сатирический характер, в пение вплетаются шутки на злобу дня, высмеивающие человеческие пороки: ханжество, лицемерие, скупость и т. д.

Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия - два основных жанра греческой драмы. Трагедия развилась из серьезных элементов торжества. Слово «трагедия» в буквальном переводе означает «песнь козлов» - в честь хора, одетого в козлиные шкуры. В «комедии» (что значит «песня на гульбище») нашли отражение веселые стороны празднества. Позднее к этим двум жанрам прибавился третий. Его назвали «драмой сатиров», по имени легендарных полулюдей-полукозлов, сопровождавших Диониса в странствиях. О «драме сатиров» греки говорили, что это "трагедия, которая шутит». Она была, как правило, серьезной по содержанию, по с комическими эпизодами и счастливым концом.

Уже в раннее время театр занимал важное место в общественной жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии (V в, до н. э.). Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны общественной, политической и духовной жизни греческого народа и создало театр бoльших идей

и совершенной художественной формы.В трагедиях зтих драматургов рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В основе их лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали с ними в борьбу, погибали, но стойко переносили удары судьбы. Герои же комедий, созданных Аристофаном, не легендарные личности, а жители современных ему Афин: торговцы, ремесленники, рабы. У Аристофана нет былого почтения к богам, наоборот, комедиограф зачастую выставляет их в смешном видe. Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана показывала зрителям идеалы служения родине, гражданской доблести и моральной стойкости.

Театральные представления по обычаю происходили в праздник Великих дионисий. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса (Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре - январе по григорианскому алендарю);Ленеях (в январе - феврале); Великих, или городских, Дионисиях (о марте - апреле) и носили характер состязания. Каждый из трех соревнующихся драматургов выступал с тетралогией, состоявшей из трех трагедий одной сатировской драмы.

На орхестре размещался хор. 'Гут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Обычно он был и драматургом, ставил свои собственные пьесы. Эсхил ввел в представление второго актера, Софокл - третьего. Но и трем актерам приходилось исполнять помногу ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение - "скена" (что в переводе значит «палатка"); здесь актер в перерывах между эпизодами готовился к выступлению в новой роли.

Перевоплощение осуществлялось довольно просто. Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Каждому определенному характеру или четко выраженному настроению соответствовала особая маска. Много морщин на лбу означали преклонный возраст героя, немного морщин - серьезный характер, гладкий лоб - веселое настроение, крутой - мрачное. Силу, здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность

- желтый, раздражительность - багровый, хитрость - красный. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором, усиливавшим его голос. В древне-греческом театре женские роли исполнялись мужчинами.

Первое время в театре не существовало никакого оформления игровой площадки. Окружающая природа служила естественной декорацией. Позже деревянную скену сменила каменная. . Три двери, прорубленные в ней и боковые

проходы к орхестре имели конкретное назначение: если герой выходил из правого

прохода, он считался прибывшим из другой страны, а если слева - то из гавани или из города; средняя дверь означала вход во дворец царя, боковые - в другие здания. У левой двери стояло деревянное coopужение вроде подъемного крана, греки его называли «машиной». С помощью «машины» на игровую площадку спускались артисты, изображающие богов.

Народный характер античного театра определил особенности организации театральных представлений и устройства здания. Организацию представлений брало на себя государствово в лице должностных лиц - архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почетную общественную обязанность богатые граждане, получавшие название хорегов.

В период утверждения афинской демократии протекала творческая деятельность драматурга Эсхила, автора героико-патриотических трагедий, поднимающих большие исторические и религиозно-философские проблемы,- «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», трилогия «Орестея».

Эсхил ввел второго актера, открыв этим возможность более глубокой разработки

трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театрального представления. При Эсхиле определилась классическая форма строения трагедии и порядок представления трагедии.

Мощный политический и культурный подьем афинского rocударства во 2-й половине V в. обусловил новый период в

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»