←предыдущая следующая→
1 2
1 Введение.
У начала новой европейской философии возвышается коло-
ритная фигура Фрэнсиса Бэкона .
Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы,
максимы его практической философии и слова торжественного
гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспе-
риментальной науки .
По крайней мере три идейных фактора определили формирова-
ние и характер новой европейской философии--
возрождение античных ценностей ,религиозная реформация
и развитие естествознания .
И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях
Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения
и зачинателя философии нового времени .
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией
английского номинализма и эмпиризма подготовили почву
для бэконовской филосовской реформации .
Его философия была продолжением натурализма Возрождения
, который он вместе с тем освобождал от пантеизма ,
миститизма и различных суеверий .
Продолжением и вместе с тем его завершением .
Остатки органистических воззрений сочетались в ней с на-
чалами аналитического метода ,
поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм
с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем выска-
заться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот
последний мощный всплеск культуры Возрождения , который
породил запоздалый, кратковременный и напряженный
английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев-
ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего
Просвещения.
И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в
философии роль реворматора .
Но обставлена она была классическими декорациями .
Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость
философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма
ее компетенции примыкал к классической античной традиции
, одновременно придавая этому понятию и то широкое значе-
ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг-
ло-саксонском обиходе .
Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви-
дел ее задачу в изучении как природы , так и человека
с некоторой методологичеки единой точки зрения .
И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в
философии , если только он не обсуждает специальные
естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях
умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот-
носится с непосредственным эначением этого древнегреческого
термина >-- любомудрие .
Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона --
философией далекого английского Возрождения,мы находим в
нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и
традиционалистские , научные и поэтические ,
мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков ,
и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые
побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастрое-
ний.
Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая
жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре-
тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками
.Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро-
зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах
будующих поколений .
Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена
на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в
жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на
ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он
занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую
стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и
принципы организации в будующем обществе .
Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae
Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения
,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной про-
никновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом .
В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон
утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью
самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради муд-
рости.Конечная цель науки --изобретения и открытия .
> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много ав-
торам ,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов
и источника всякого авторитета .
>,--бросает он
свой знаменитый афоризм .
Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая
жизнь академического признанного и канонизированного литера-
турного наследия -еще одного мнения среди множества уже изоб-
ретенных человечеством .
Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных
принципов самой человеческой жизни , которому .
В известном смысле он оказался прав .
И сейчас ,столетия спустя ,мы как бы вновь осознаем про-
роческую силу предсказания этого герольда новой науки .
2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .
Он родился 22 января 1561 года в Лондоне ,в Йорк -Хаузе на
Стренде ,в семье одного из высших сановников елизаветинского
двора ,сэра Николоса Бэкона.
Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити кол-
ледж в Кембридж .
Печать этой классической выучки отметит все последующее
творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с
сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля
,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов ,но бесплод-
ной в отношении всего ,что могло бы служить пользе челове-
ческой жизни.
Желая подготовить сына к государственной службе ,Николас
Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж ,где он при-
общается к составу английского посольства .Франция дала ему
превосходный урок политического образования .
Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако-
миться с политической жизнью и других стран континента .
Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона
возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпора-
цию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи-
лософию.
В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин ,
где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора .
В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону
литературную известность,-томик небольших эссена религиозные
,моральные иполитические темы.
В нем содержался и первый вариант его >.
За год до смерти в посвящении к третьему английскому из-
данию он признается ,что из всех его произведений >
получили наибольшее распространение .
>.
В следующем году он назначается штатным королевским адво-
катом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще че-
рез пять лет -должность генерал -атторнея---высшего
юрисконсульта короны.
Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско-
литературного творчества .
В 1605 году Бэкон публикует трактат >, в котором
обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею
их классификации . Это был прообраз его труда >, начало воплощения плана >. Параллельно шло обдумывание и других
разделов >.
В ряде работ , над которыми он трудился в течении
1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получив-
ших впоследствии развитие в >.
В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований
античных мифов >.
В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расши-
ренное издание >.
В то же время им были закончены > и >.
В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый > , содержащий его учение о методе и теорию индукции ,
по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального
труда своей жизни >.
Он работает над кодификацией английских законов
и над историей Англии при Тюдорах ; готовит
←предыдущая следующая→
1 2
|
|